Митрополит Даниил: «Если человек ставить целью не покаяние, а духовное наслаждение – это путь прелести»

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил сегодня, в среду третьей седмицы Великого поста, Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Ильинском кафедральном соборе Архангельска. Владыке сослужило духовенство епархии. В проповеди, произнесенной после богослужения, архипастырь обратился к теме христианского покаяния, сообщает пресс-служба Архангельской и Холмогорской митрополии.

Борьба с грехом составляет основу жизни верующего человека, подчеркнул владыка. «Самое сильное оружие против греха – это молитва. Она словно меч, который посекает невидимых врагов. Грехи - это ошибки, а их мы совершаем постоянно. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Признание своих ошибок, покаяние, – вот что важно. Однако даже после Таинства Исповеди душа продолжает болеть. Почему? Этот вопрос задавали еще в первые века христианства. Святитель Феофан Затворник писал, что наши телесные раны закрываются, но рубец очень долго болит. Так же и грех: он прощен Богом, но шрам остался и еще будет болеть. По мере изглаживания греха, мы забываем о боли. Господь, конечно, мог бы избавить от нее сразу, но Он дает нам знать: грех страшен, ранит души и может причинить душевную, а это значит вечную, смерть», - сказал архипастырь.

Он также предостерег от неверного понимания некоторых этапов духовной жизни. «Если провели Великий пост возвышенно, сердечно, в молитве, - это вовсе не значит, что уже прошли определенную ступень, - пояснил митрополит Даниил. - Эта ступень – покаяние – постоянна. С нее начинается и заканчивается христианская жизнь и обычного человека, и самого величайшего подвижника».

«На Таинстве покаяния перед нами находятся Крест и Евангелие, - продолжил владыка. - Крест нас смиряет, напоминает о том, что Господь принял на себя все человеческие страдания и боль. Евангелие – книга, по которой сверяем свою жизнь. А мы имеем Адамову природу, испорченную, больную, зараженную грехом. Если человек заразился, к примеру, гриппом, ответственность за вирус он не несет. Так и в духовной жизни: есть понятие «греха» как природного наследия, за которое нас Господь не призовет к ответу. Он спросит за то, как мы боролись с этим наследием. Грех, как и физическая болезнь, может иметь осложнения. Если, расслабившись, перестанем бороться с грехом и каяться, он полностью войдет в нашу плоть и кровь, пустит глубокие корни, которые очень тяжело выкорчевать. Нужно помнить, что мы всегда находимся на передовой. Дай Бог, встретить нашего Господа и Его ангелов со знанием своего недостоинства, с чувством, что еще не пришли в надлежащее покаяние».

Владыка, говоря о покаянном чувстве, особо подчеркнул, что христианской вере не присуще стремление к духовному наслаждению. «Это опасный путь. Если человек ставить целью не покаяние, не исправление, а наслаждение духовное – это путь прелести. Значит, «лести» в превосходной форме. Попадая в такое состояние, люди не чувствуют нужды в покаянии. Православный путь Господь указал в Евангелии: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Дай Бог, чтобы мы всегда чувствовали необходимость постоянного покаяния», - заключил митрополит Даниил.

Добавлено: 14-03-2012, 16:23
0
3 501

Похожие публикации


Наверх