Митрополит Даниил: Проведем дни Страстной седмицы так, чтобы Господь увидел в нас Свой образ кротости, любви и смирения!


Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 25 апреля, в понедельник Страстной седмицы, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья, сообщает пресс-служба Архангельской митрополии.

«В эти великие дни наши сердца и души должны быть особенно очищены через покаяние и устремлены к Богу, — сказал владыка в проповеди. — Сегодня вспоминается евангельское событие, связанное с бесплодной смоковницей. Господь не нашел плодов на этом дереве и проклял его. Все, что в этом мире есть, живое и неживое, все предназначено Богом для определенных целей. Человек на земле рождается, чтобы служить своему Творцу. Если он не выполнит предназначения, с ним будет то же, что со смоковницей».

Также архипастырь напомнил, что Страстной понедельник посвящен воспоминанию ветхозаветного персонажа – целомудренного Иосифа, прообразующего Христа: «Когда-то Иосифа предали свои братья, предали, как и Христа. Как и Иосиф, Христос отплатил своим братьям добром. В Египте Иосиф стал вторым человеком после фараона. Когда братья пришли к нему купить хлеба, он их узнал, а они его нет, они боялись его. Боялись потому, что думали, что он будет поступать, как они — мстить, завидовать, сводить счеты. Иосиф же говорил: "У меня нет своей воли, я только исполняю волю Божию". Все обиды, которые вы мне причинили, для меня — ничто. Церковь призывает нас подражать святому Иосифу: чтобы мы не мстили, не злобствовали, не ругались на тех, кто нам причиняет беды. Того, кто живет по воле Божией, ничто не может уязвить. Он принимает это от Бога, полагая, что горечь, неприятность ему полезна. Когда человек так рассуждает, становится похожим на Господа. Похожесть на Бога заключается в человеколюбии. Господь так нас возлюбил, что пришел в мир, чтобы быть распятым за чужие грехи, за наши грехи. Наше сердце пусть наполняется Христовыми добродетелями. Проведем же дни Страстной седмицы так, чтобы Господь увидел в нас свой образ — образ кротости, любви и смирения!»

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятии, крестной смерти, погребении. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма, первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

В этот день Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).

В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима). В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.

В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные причащаются Святых Христовых Таин.

На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд омовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

В Великий четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи. На вопрос о том, как правильно готовиться к Пасхе профессор Московской Духовной академии кандидат богословия диакон Андрей Кураев отвечает так: «В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: «У людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи, омываю миром из ведерка Стопы Пречистые Твои». Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди исповедуются и причащаются. Великая суббота — это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас».

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.

Утром в Великую пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Добавлено: 26-04-2016, 09:31
0
3 527

Похожие публикации


Наверх