Глава Архангельской митрополии совершил первую на Страстной седмице Литургию


Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 6 апреля совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Ильинском кафедральном соборе. Владыке сослужило духовенство храма и принявший накануне монашеский постриг иеромонах Антоний (Ласточкин).

«Сегодня мы с вами вступили в Страстную седмицу, ныне каждый из нас особенным образом переживает события, произошедшие более двух тысяч лет назад в Иерусалиме, — сказал архипастырь в проповеди. — Сегодня Церковь предлагает нам к поучению две евангельские истории — повествование о неплодной смоковнице и притча о виноградаре. Смоковница — прообраз каждого из нас. Господь подошел к ней, посмотрел: были сочные хорошие листья, но не было плодов, и Он проклял эту смоковницу, на следующий день она засохла».

По словам главы Архангельской митрополии, Господь через эту притчу призывает нас принести плоды своему Создателю: «Не дерево проклял Господь, Он проклял бесплодие! Этому же посвящена притча о виноградаре: владелец виноградника спрашивал с работников плоды смоковницы, и не видя их, требовал срубить ее. Две истории дополняют друг друга и предостерегают нас от духовного бесплодия».

Как отметил владыка, человек может принести Богу разные плоды, однако среди них есть главные — плоды духа: «Зачастую люди приносят лишь второстепенные плоды: строят храмы, золотят купола и иконостасы, делают много других дел, но забывают о главном — плодах духовных. Однако без духовного делания плоды второстепенные не приближают нас к Богу, ведь человек в первую очередь существо духовное. О плодах духа пишет апостол Павел — это любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание» (Гал. 5:22-23).

Митрополит Даниил отметил, что для стяжания плодов духовных необходимо покаяние: «Главный наш плод в дни Великого поста и Страстной седмицы — сердечное покаяние. Обратимся внимательно к своему сердцу — не похоже ли оно на евангельскую смоковницу, имевшую роскошные листья, но ничего кроме проклятия не заслужившую? Будем стараться совершать духовное делание, приносить Богу плоды смирения, кротости, воздержания, сострадания к людям. Пусть каждый из нас сотворит молитву за тех, кто пока не пришел к Богу, за тех, кто болеет и страдает. Также будем помогать ближним своими добрыми делами».

Завершая проповедь, владыка поздравил иеромонаха Антония (Ласточкина) с первой Божественной Литургией в монашеском чине и пожелал ему духовного совершенствования: «Пусть Господь примет тебя, дорогой собрат, в виде доброй смоковницы, изобилующей прекрасными плодами добродетелей».

Затем митрополит Даниил поздравил с днем тезоименитства иерея Артемия Ведерникова, руководителя епархиального отдела религиозного образования и катехизации: «Батюшка родился в другом месте, однако полюбил северную землю, стал нести здесь тяжелый крест христианского просвещения народа. Русские люди в большинстве своем потеряли веру, культуру и духовность, поэтому священнослужителям бывает очень трудно говорить с представителями светских учреждений. Отец Артемий старается с любовью приводить северян ко Христу, но, к сожалению, этот труд часто бывает неблагодарным. Но ведь и апостолы Христовы не искали благодарностей, а просто делали свое дело. Мы верим, что Господь в нужное время Сам поблагодарит, наградит и прославит своих тружеников».

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, о Его страданиям, распятии, крестной смерти, погребении. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

 

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

 

В Великий Вторник Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма, первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

В этот день Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).

 

В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима). В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается Таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.

 

В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные причащаются Святых Христовых Таин.

На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

 

В Великий четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи. На вопрос о том, как правильно готовиться к Пасхе профессор Московской Духовной Академии кандидат богословия диакон Андрей Кураев отвечает так: «В одном стихотворении Бориса Пастернака говорится: «У людей пред праздником уборка, в стороне от этой толчеи, омываю миром из ведерка Стопы Пречистые Твои». Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят, исповедуются и причащаются. Великая суббота — это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас.

 

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становятся к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.

Утром в Великую пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби.

 

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.

 

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Добавлено: 6-04-2015, 14:42
0
2 311

Похожие публикации


Наверх