К святыням Печоры

Этой осенью паломники из Вологодской епархии поклонились святыням Великого Новгорода, Псково-Печерского монастыря, Изборска. Мечта побывать в Печорах у некоторых участников поездки родилась после прочтения книги «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова). Но большинство из паломников были людьми воцерковленными: прихожане храмов Вознесения Господня в Соколе и Ильи Пророка в Кадникове связывали эту поездку с трепетным отношением к святыням Псковской земли. В группе был священник — протоиерей Михаил Шкарин.

Символом древнего Новгорода во все времена называли Софию Новгородскую. Сложенный из природного камня Софийский собор самую малость уступал Софии Киевской. Построенный Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, уже с 30-х годов XII века он стал главным храмом Новгородщины. За свою многовековую историю собор не раз подвергался перестройкам и реставрациям, но от этого становился еще величественнее.

По преданию главная святыня собора — икона Святой Софии — была написана греческими мастерами. Святая София, то есть воплощенная Премудрость Божия, «по словам пророческим», изображена в виде ангела великого совета. В приделе Софийского собора погребены многие русские святые: благоверные князья, их супруги-княгини, епископы, святители.

Спасо-Преображенский Хутынский монастырь, куда отправились паломники далее, находится в 10 километрах от Новгорода. История обители насчитывает восемь столетий. Основателем ее стал Варлаам Хутынский, выходец из семьи состоятельных новгородцев. После смерти родителей он раздал все имущество бедным и принял постриг в иноческий сан. На месте, имевшем название Хутынь («худое», скверное место, где по народному поверью живет нечистая сила), основал келью, а затем небольшую деревянную церковь во имя Преображения Господня. Вокруг него образовалась община. Варлаам стал первым игуменом обители. А вскоре началось строительство каменного собора.

Еще при жизни Варлаама почитали, как Божьего угодника. По традиции, завещанной преподобным, каждый, кто пришел поклониться его гробу, получал на поминовение кусок хлеба и полушку. Но рассказывают, что в монастыре был скупой казначей, который готов был нарушить волю преподобного. Варлаам явился ему во сне, погрозил жезлом…

Известно, что монастырь пользовался особым покровительством московских князей, на пожертвования которых удавалось вести каменное строительство. В смутное время монастырь разорялся шведами, но быстро оправлялся от поругания. В годы войны, оказавшись на линии фронта, он был доведен до полного разрушения, а затем, в послевоенные годы, отстроен заново.

В город Печоры, что находится в 70 километрах от Пскова, и в один из самых известных монастырей России, считающийся оплотом Православия в ее северо-западных рубежах, паломники прибыли, застав вечернюю службу. Построенный в глубоком лесном овраге, ставшем прибежищем отшельников, спрятанный за стенами каменной крепости он издали почти не виден. Но ступаешь на монастырскую «каменку» и дух захватывает: крепостные стены толщиной в два метра протянуты по склонам оврага, опускаясь на большую глубину. И пытливому взору открывается вся красота древней обители: пять глав величественного Успенского собора с наружной росписью, огромная звонница с высокой главкой и башенкой с часами.

В год 1025-летия Крещения Руси нельзя не вспомнить тот факт, что святая равноапостольная великая княгиня Ольга, первая принявшая христианство в Византии, была родом из Псковской земли. И первый инок, пришедший сюда, был выходцем из Киево-Печерского монастыря. Как утверждают знатоки истории, по-видимому, он и принес обычай «пещерного жития». А предание гласит, что в XIV веке охотники, устроившие ночлег в дубовой роще, услышали исходящее из земли пение, но обнаружить ничего не смогли. И только спустя годы, когда рухнул вековой дуб, под его корнями открылась пещера, в которой жили старцы, выкопав там себе кельи.

История монастыря, начавшая отсчет времени более чем 525-лет назад, непростая: он выдержал осады отрядов в Ливонскую войну, отражал нашествия поляков и шведов, но на протяжении всего исторического пути ни разу не закрывался и избежал печальной участи разрушения, осквернения. Его спасло то, что после большевистского переворота 1917 года и до 1940 года он находился в пределах Эстонии.

Сегодня Псково-Печерский мужской монастырь, который и в послевоенные годы оставался одним из действующих монастырей атеистического государства, — один из самых крупных в стране. Впечатляют мощная каменная стена с девятью башнями протяженностью в 726 метров в длину, храмы с золочеными куполами, их неземная красота, но сотворенная человеческими руками с благоухающими вокруг цветами. Сегодня здесь 11 церквей, три из которых — пещерные, здесь проживают и трудятся, несут послушание около 100 насельников. Имеется своя иконописная мастерская, ведется обширная издательская деятельность. Братия окормляет многочисленную паству паломников и мирян. Паломникам довелось приложиться к мощам святых угодников Божиих, побывать в пещерах, где находятся склепы, заполненные гробами, но нет и признаков тления тел усопших. Можно было протянуть руку в нишу стены и коснуться гроба еще недавно захороненного, почившего в 2006 году, известного во всем православном мире архимандрита Иоанна Крестьянкина.

Паломникам позволили подняться на возвышающуюся за Успенским собором Святую гору, доступную лишь монахам, с поистине райским садом и отяжелевшими от избытка плодов яблоневыми ветвями, с сохранившимися древними дубами, приложиться больными местами к одному из валунов, у которых молились первые иноки.

Поклонились почитаемым святыням — иконам Успения Божией, Умиления, Одигитрии. Не все удостоились радости получить в монастыре благословение и елеопомазание от старца обители схиархимандрита Никона (Воскресенского), сфотографироваться с отцом наместником — архимандритом Тихоном (Секретаревым), получить послушание и исполнить его, но не один из паломников не вернулся из святой обители без подарков — книг и дисков с проповедями архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Завершающей ступенькой паломничества стал Изборск. Автобус обогнул древнюю крепость и встал в чистом поле. Лишь огромные валуны напоминали: где-то рядом из известкового обрыва должны бить ключи. Рассказывают, что здесь двенадцать ключей — по числу апостолов. Каждый ключ отвечает за что-то — любовь, здоровье, богатство, счастье, силу, ум. Верить этому или нет — уж как кому понравится. Но с давних пор ключи считаются святыми, целебными, вода их никогда не иссякает.

Татьяна Пушникова.

Пресс-служба Вологодской и Великоустюжской епархии.

Добавлено: 22-10-2013, 09:42
0
6 073

Похожие публикации


Наверх