К Дню славянской письменности: живое слово святителя Игнатия

Студия художественного слова Александро-Невского храма в Вологде в дни празднования 1150-летия славянской письменности показала новую работу из цикла «Святитель Игнатий. Учитель покаяния».

Для прихожан вологодских храмов святитель Игнатий Брянчанинов – не  просто великий духовный писатель, не просто русский святой, но и земляк – значит, родной человек. Житие святого наполнено хорошо всем знакомыми реалиями: под Вологдой восстановлена родовая усадьба Брянчаниновых, в городе еще сохранились некоторые храмы, в которых он молился.

Поэтому его творения здесь многими воспринимаются не только как духовные поучения, но и как слова близкого человека. Много лет в храме святого благоверного князя Александра Невского изучают труды святителя Игнатия. В приходской студии художественного слова еше в начале нынешнего века начали работу над циклом литературно-музыкальных композиций «Святитель Игнатий. Учитель покаяния».

25 мая студия показала новую работу из этого цикла: «Григорие-Пельшемский монастырь. Авва иноков» – о пребывании молодого иеромонаха в небольшом вологодском монастыре на берегу реки Пельшмы. Тогда она была красивой, чистой, а сейчас загрязнена стоками предприятий города Сокола, выросшего неподалеку уже в советское время.

Композицию составила матушка Ольга Аркадьевна Пылёва. Под музыку Баха, Рахманинова, Бородина молодые ребята читают строки из писем святителя Игнатия, извлечения из его творений. Перед зрителями разворачивается жизнь монаха, в начале своего пути волей архиерея попавшего на место строителя захудалой обители. Ему приходится строить новые здания, восстанавливать развалившиеся. Сложнее другая задача – восстанавливать души братий. Со всем этим будущий святитель успешно справляется.

Вроде бы ничего не происходит: юноши и девушки сидят за столом, по очереди читают текст, фоном звучит фортепианная музыка… Но зрители следят за происходящим не отрываясь: им предлагают не только житейскую канву, но и духовную оценку событий, сделанную самим святителем Игнатием. А извлечения из «Отечника» показывают связь мыслей молодого вологодского иеромонаха с житиями святых Отцов. Видишь, что успех переложений святоотеческих творений на современный Брянчанинову язык был так понятен читателям не только ввиду несомненного писательского таланта, но и потому, что духовный опыт автора был близок к опыту Отцов.

Композиция о пребывании святителя Игнатия в Пельшемской обители – уже четвертая в цикле. На очереди – рассказ о Троице-Сергевой пустыни под Санкт-Петербургом, возглавлять которую Игнатию поручил сам Государь – Николай I. Кстати, именно встречей Императора Николая I с молодым игуменом заканчивается композиция «Григорие-Пельшемский монастырь. Авва иноков».

Композиция была представлена в одном из залов Шаламовского дома областной картинной галереи. Современные парни и девушки в костюмах, напоминающих одежду XIX века, на фоне картин того же времени читали произведения, написанные почти двести лет назад. Лица ребят, чистые, одухотворенные, напоминали лица с картин художников – современников святителя Игнатия. А ведь часто говорят –раньше де были другие лица, теперь таких нет, все испорчены духом времени… Оказывается, не все.

Помогает обрести чистоту и смысл жизни вера православная – единственная истина, дарованная нам Христом. И укрепиться в ней помогают творения святителя Игнатия Брянчанинова.

Андрей Сальников, пресс-служба Вологодской епархии


 

Фото автора

Добавлено: 29-05-2013, 13:50
0
4 841

Похожие публикации


Наверх