Вступительное слово архиепископа Максимилиана на семинаре бухгалтеров Вологодской епархии


Дорогие друзья! Приветствую всех участников семинара бухгалтеров!

Я прибыл сюда, потому что придаю большое значение работе бухгалтеров. У кого-то может возникнуть вопрос, неужели у архиерея, управляющего Вологодской епархией, нет  более важных вопросов, касающихся не материальной жизни епархии, а духовной? По мнению святых Отцов, как душа выше тела, так и духовные вопросы выше материальных. Это так. Мало того, Церковь создана  с одной и единственной целью – спасение человека. От чего? От греха и как следствие, от смерти. Каким образом – исполнением заповедей.

Заповеди, как вы знаете, касаются жизни и деятельности всего человека – и души, и тела. Они связаны друг с другом и одно влияет на другое. «Душа по преступлении  заповеди возлюбила телесное и некоторым образом стала как бы нечто единое с телом. Душа как бы состраждет телу и сочувствует во всем, что делается с телом. Иное расположение души у человека здорового, и иное -  у больного, иное – у алчущего, и иное – у насытившегося. Также опять иное расположение души у человека, едущего на коне, иное  у сидящего на престоле и иное у сидящего на земле, иное у носящего красивую одежду и иное у носящего худую», – пишет прп. авва Дорофей.

«Плохой гражданин земного Отечества и для небесного Отечества негоден». Кто является плохим гражданином Отечества земного? Тот, кто плохо исполняет законы земного Отечества. Кто их нарушает? Апостол Павел призывал христиан к покорности и послушанию власти земной. В преамбуле к Уставу прихода говорится о тех основах, которыми руководствуется Церковь в своей жизни, – Священным Писанием, Священным Преданием, канонами, решениями, указаниями Священноначалия и уважением к светским законам. Это фундамент, на котором строится наше спасение. «Пусть незаконно живущие не воображают, что можно наследовать жизнь вечную, не повинуясь епископам и священникам», – так указывает свщмч. Киприан Карфагенский.

Может возникнуть вопрос: какое эти слова имеют отношение к бухгалтерам? Разве они обязаны этим заниматься? Есть на это священники. Бухгалтерия – это финансовые документы. Да, это так, но ваша роль велика в деле спасения на приходе.

Духовное делание совершается в мире.  «Где нет мира с ближними, там нет Бога» (авва Исаия). Мир хранится там, где стараются жить по закону. Нарушая закон, мы  нарушаем чьи-то права, чьи-то интересы. Обижаем, сеем злые семена, которые могут принести злые плоды. Например, многодетный священник. Жалко его, вот и, нарушая закон, помогаем ему деньгами из тарелочного сбора или снимая кружки, или нарушаем циркуляр № 80.  Несправедливая милость к одному – обида для многих. По сути – хорошее желание, но исполняется неверно. Священник вначале смущается, потом привыкает и в конце уже требует. Такими действиями развращаем священника, что вызывает жалобы в епархиальное управление. Всё это можно разрешить официально, не нарушая законов. Люди хотят от священника двух вещей: чтобы он был не сребролюбив и имел любовь к людям. Тогда к нему потянутся люди, тогда они придут в церковь и встанут на путь спасения. И наоборот, сребролюбие -  корень всех зол, оно рождает вражду к людям другие негативные свойства.

Другой пример. Не дают бухгалтеры информацию священнику о плохом финансовом положении: мол, не хотим расстраивать. Это можно уподобить тому, как если бы врач, определив у больного рак 1-ой степени, не сказал пациенту об этом диагнозе, так как не хотел его расстраивать. Представьте другой пример: начался пожар, а мы не хотим беспокоить пожарных…

«Дух жертвенности – есть основа духовной  жизни. Только жертвуя, человек пребывает в родстве со Христом, потому что  Христос есть Жертва» (Паисий Святогорец). Вы лишаете настоятеля венца, ограждая его покой. Мало того, это всё равно всплывет, и лечить будет гораздо сложнее. Скрывая реальное положение вещей, вы убегаете от волка, чтобы потом попастся медведю.

Священники-настоятели дают бухгалтерам указания, которые идут в разрез с законом, и многие бухгалтеры  их выполняют.

Во-первых, поступая так вы нарушаете иерархию власти. Распоряжение может изменить, власть равная или высшая.

Во-вторых, подобное нередко происходит, когда бухгалтер желает сохранить личный покой. Вот что пишет о подобно стремлении Паисий Святогорец: «Если я избегаю волнений ради того, чтобы не нарушить своего покоя, то я равнодушный. Духовный человек весь сплошная боль, то есть ему больно за то, что происходит, ему больно за людей», Вспомним известную подвижницу игумению Арсению (Себрякову). Поражение России от Японии в Цусиме отняло у неё несколько лет жизни, так она переживала за русскую армию. Эта жизнь нам дана не для того, чтобы пристроиться потеплее и пожить посытнее, эта жизнь – подготовка к экзамену.

В-третьих, порой бухгалтер выполняет незаконные указания настоятеля по безразличию.

Это непозволительно, человек честный, духовный не должен делать ничего с безразличием.

Будьте верны в  малом, в материальном. От малого переходим к великому. Неверный в малом – неверный и в великом (духовном). Вот как об этом писал прп. авва Дорофей: «Знайте, что от пренебрежения сего малого и в сущности ничтожного мы переходим к пренебрежению великого. Ибо если кто начнет говорить: «Что за важность, если я скажу это слово? Что за важность, если я съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю на ту или эту вещь?» – от этого «что за важность в том, что за важность в другом» впадает он в худой навык и начинает пренебрегать великим и важным и попирать свою совесть, а таким образом закосневая во зле, находится в опасности придти и в совершенное нечувствие. Поэтому берегитесь пренебрегать малым, берегитесь презирать его как малое и ничтожное: оно не малое, ибо через него образуется худой навык».

Желаю  всем вам, делая добросовестно малое дело правильного бухгалтерского учета, не забывать и великого дела – дела духовного, борьбы со своими слабостями и немощами. Желаю, чтобы вы восходили от силы в силу  и, будучи добрыми гражданами Отечества земного, стали годными для Отечества небесного.

Бог Вам в помощь!

МАКСИМИЛИАН,

архиепископ Вологодский и Великоустюжский

 

31 октября 2012 года, Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь

Добавлено: 5-11-2012, 11:44
0
7 273

Похожие публикации


Наверх