Памяти святителя Питирима, Великопермского и Усть-Вымского

 

В селе Усть-Вымь (Коми) установили памятный деревянный крест высотой четыре метра, сообщает Интерфакс. Окруженный чугунной оградой православный памятник воздвигли возле моста у Михаило-Архангельского монастыря на улице Заручейной. В этом месте языческий жрец и предводитель вогулов Асыка убил святителя Питирима, Великопермского и Усть-Вымского чудотворца.

Крест освятил епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, который сказал, что этот символ поставлен на месте гибели его небесного покровителя, "поэтому он плакал душой, переживая то далекое событие".

Михаило-Архангельский монастырь был основан в XIV веке и стал первой православной обителью в Коми. Здесь находятся мощи святителей и чудотворцев Герасима, Ионы и Питирима.

Святитель Питирим родился в Ярославле. Был избран и поставлен на Пермскую кафедру, где занялся установлением дружественных отношений между зырянами и вогулами. Кочевники начали принимать крещение. В 1456 году их верховный жрец Асыка убил святителя Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды.

***

Питирим Великопермский, Усть-Вымский (+ 1456), епископ, священномученик.

Память 19 августа, 29 января в день памяти трех Пермских святителей

Родился в Ярославле. Был наставлен в иноческих добродетелях некиим старцем Кириллом. 

Святитель Питирим был избран и посвящен на Пермскую кафедру после страдальческой кончины святителя Пермского Герасима (+ после 1441 г.). До того святитель Питирим в сане архимандрита настоятельствовал в Чудовом монастыре.

Пользуясь любовью великого князя и митрополита, при отъезде в Пермь, снабжен был великолепной ризницей и образованным духовенством; а потому имел имел полную возможность совершать богослужение в стране Пермской гораздо торжественнее, чем его предшественники.

Прибыв на кафедру, святитель Питирим прежде всего занялся установлением дружественных отношений между зырянами и вогулами. Он рассылал увещательные грамоты и послания, стремясь оградить зырян от грабежа. Однако предводитель вогулов Асыка, пользуясь княжескими раздорами и удаленностью кафедры от столицы, разорял христианские селения и убивал беззащитный народ. Новгородские владельцы земель на реках Выге и Двине, терпевшие убытки от беспрестанного разбоя, в 1445 году пошли против вогулов и взяли Асыку в плен. Коварный язычник клялся в дружественном отношении к Перми и обещал не тревожить более христиан. Отпущенный на свободу, Асыка стал выжидать удобного момента, чтобы напасть на Усть-Вымь, с целью убить святителя Питирима, которому приписывал свое поражение от новгородцев.

За это время святитель Питирим дважды был в Москве: в 1447 году для составления соборного послания князю Димитрию Шемяке, изменившему клятвенным договорам (предполагают, что составителем грамоты был святитель Питирим), и в 1448 году при поставлении на Московскую митрополию святителя Ионы.

Воспользовавшись отсутствием святителя, Асыка снова напал на ближайшие к Печоре зырянские поселения, убивая и грабя жителей.

Обладая высокой образованностью, святитель беседовал с пермским народом изустными поучениями собственного своего сочинения, приспособительно к его понятиям и нуждам, а через это самое более и более, привлекая к евангелию, утверждал его в благочестии христианском. Не только зыряне, но и вогулы, кочевавшие по притокам Печоры, убедились в истине проповеди святителя Питирима и начали принимать крещение.

Озлобленный этим, Асыка совершил новое злодеяние. 19 августа 1456 года он убил святителя Питирима, когда тот совершал освящение воды на мысе, образуемом слиянием рек Ваги и Вычегды. Вот как описывает убиение святителя архангельский летописец:

«Не сжалились немилосердные вогуличи и вятчане, видя святого, стоящего на молитве и готового воспринять мученическую кончину. Неистово устремились они на безоружного старца и один за другим начали наносить ему удары. Святитель, как-бы не чувствуя их, кротко увещевал Асыку и бывших с ним; но увещания не могли тронуть их ожесточенные души и варварски был замучен Владыка Пермский от руки Асыки; само тело его, опозоренное наглыми кровопийцами, брошено было на мысу».

Тело святителя оставалось в течение 40 дней в гробе на месте кончины (так как ждали ответ на печальное известие о его преставлении), и, несмотря на знойное время, тление не коснулось его. Святитель был погребен в Усть-Вымском кафедральном Благовещенском соборе возле своего предшественника, святителя Герасима.

Память преставления его была внесена в устав уже в 1522 году. А с 1607 года была установлена общая память (29 января) трем Великопермским святителям: Герасиму, Питириму и Ионе, преемственно сменившим друг друга на Усть-Вымской кафедре.

 

Тропарь

 Православия наставниче, / благочестия учителю и милости сокровище, / архиереев украшение, / людей зырянских наставниче, / святителю Питириме, / ду­шу свою за Христа положивый, / моли Единаго Человеколюбца о пастве твоей и о всех / любовию чтущих память твою.

Кондак

Монашескими добродетельми/ во обители святителя Алексия первее украсився/ и прославлению того послужив,/ пастырь явился еси людем зырянским/ и, яко агнец чист, принеслся еси Слову Началопастырю,/ мученик быв, Питириме святителю всехвальне./ Темже торжествуем вси любовию/ Божественную память твою.

Добавлено: 25-03-2014, 10:09
0
2 753

Похожие публикации


Наверх