Сыктывкарская и Воркутинская епархия

Свое начало история епархии берет от проповеди и насаждения Слова Божия в умы зырян-язычников Святителем Стефаном, епископом Великопермским на Коми земле во второй половине XIV века. Монах Ростовского Григорьевского монастыря Стефан, сын соборного Устюжского причетника, по фамилии Храп, воспламенился ревностью быть апостолом этих идолопоклонников. Чтобы лучше исполнить добровольно принятый на себя апостольский подвиг, он сначала изучил язык зырян, составил для него азбуку и перевел несколько важнейших богослужебных книг. Взяв в Москве благословение у Коломенского епископа Герасима и получив от великого князя Дмитрия Иоанновича Донского охранную грамоту, св. Стефан отправился в Пермь Вычегодскую для проповеди. Достигнув Пермской земли (1376), он остановился в первом зырянском селении Пырас (Котлас) в 20 верстах от Сольвычегодска. Услышав проповедь о истинной вере на родном языке многие крестились, но и многие негодовали на св. Стефана, желая его убить. Св. Стефан перенес свою проповедь с устья Вычегды в устье Выми, самый центр зырянского края. Там была создана первая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Соборный Благовещенский храм был поставлен на насыпном холме, укрепленном рвом и валом с деревянной стеной. На соседнем холме была построена монастырская Михаило-Архангельская церковь. По образовании Пермской епархии там был устроен монастырь, в котором пребывали Велико-Пермские архиереи. Неутомимо заботясь о духовном преуспеянии юной паствы, св. Стефан учредил при церкви училище, в котором сам был первым наставником, учил юношество часослову, псалтири и прочим церковным книгам, переведенным на зырянский язык. За короткое время св. Стефан обратил к Христу всех жителей от Пыраса до Гама. После семи лет проповеди св. Стефан отправился в Москву (1383) просить великого князя и митрополита, чтобы дали епископа новопросвещенному Пермскому народу. Митрополит Пимен вместе с освященным Собором за апостольские труды хиротонисал во епископа самого проповедника, а велики князь, удостоив его милостями, с богатыми дарами отправил в новую епархию. Так была создана восемнадцатая по счету в Русской Церкви Пермская епископия с центром во «владычном городе» Усть-Выми. По прибытии к своей пастве, святитель, имея по сану благодать и право посвящать других для совершения таинств, поставил избраннейших из зырян во иереи и диаконы. В течении тринадцати лет своего сподвижничества в епископском сане, с. Стефан заслужил вполне имя отца и благодетеля народа пермского: помогал в нуждах, снабжал жизненными припасами, защищал от притеснения вогуличей, новгородской вольницы и чиновников великокняжеских просил об уменьшении налогов, был их неусыпным стражем и миротворцем. Он учредил в своей митрополии несколько церквей с училищем при каждой и основал пять монастырей - два в Яренском уезде: Усть-Вымский и Архангельский и три в Усть-Сысольском: Вотчинский, Печорский и Ульяновский. Четырех первых и следов не осталось, а последний через несколько веков был выведен из ничтожества и запустения в благоустроенную обитель. Умер свт. Стефан Пермский во время одной из своих частых поездок в Москве 26 апреля 1396 года и похоронен у церкви Спаса на Бору. К лику святых причислен в 1547 году.

Епископ Исаакий (1398-1416) был рукоположен митрополитом Киприаном (20 января) 1389 года в Усть-Вымского епископа. При нем был основан Троицкий монастырь в с. Мыелдино, по реке Печоре, что было неприятно вогулам, жившим в соседстве. 22 марта 1416 года еп. Исаакий присутствовал при посвящении Новгородского епископа в Москве и после этого уже не возвращался в Усть-Вымь. Он был пастырь добрый.

Наиболее важный след в истории Пермской епархии оставили святители Герасим (после 1416-1443), Питирим (после 1444-1455) и Иона (1456-1470). Причисление их к лику российских святых произошло в 1607 году, однако местное их почитание началось гораздо раньше.

У современных летописцев нет указаний на то, когда свт. Герасим был поставлен в епископы и когда скончался. Древнее местное предание говорит о нем только то, что он был святой жизни, с ревностью очищал плевелы, появившиеся на ниве Христовой, и старался глубже укоренить в сердцах народа православную веру, не жалея для этого ни трудов своих, ни здоровья. Он часто осматривал свою епархию и оказывал помощь бедным. Предание говорит о том, что св. Герасима задушил его же омофором слуга вогул, которого святитель взял к себе с целью воспитать из него проповедника православной веры для диких соплеменников.

Преемником блаженного Герасима был поставлен архимандрит Чудова монастыря Питирим, известный по благочестию своему и иноческим подвигам. Св. Питирим часто беседовал с народом, объясняя (по-русски) им правила веры; он был на Удоре и на Печоре, где обратил вогулов в христианство. Это вызвало в вогульском князе Асыке ненависть. Владыка Пермский 19 августа 1455 года был варварски замучен князем Асыкою.

В 1455 году прибыл новый Владыка Перми Иона, главным подвигом которого было обращение к Христу народов великой Перми. После поездки в Москву на собор (1459-1460) св. Иона посетил зырян по реке Вишере. А в 1462-1463 он ездил на реку Каму, где в окрестностях Чердыни, учение Христово распространили, по преданию, печорские монахи. Иона окрестил князя камских зырян, которого назвал Михаилом, и для большего утверждения христианства в сердцах новопросвещенных воздвиг в г. Чердыни Богоявленский монастырь.

Продолжателем просветительской деятельности в Пермском крае был епископ Филофей (1471-1501). Зимой 11483 года смирившиеся и присягнувшие вогулы явились в Усть-Вымь, к епископу Филофею, для переговоров о подданстве, для чего епископ Филофей ездил с ними в Москву. Начиная с 1492 года по решению Собора было положено считать начало года с 1 сентября. В составлении новых Пасхалий принимали участие: митрополит, Новгородский владыка и Усть-Вымский епископ Филофей. В 1492 году Усть-Вымская епархия увеличилась присоединением вологодских церквей; с этого времени Усть-Вымские епископы по временам живут в Вологде. В апреле 1501 года Филофей оставил епископскую кафедру и удалился на покой; в августе он умер.

Далее в Усть-Вымской епархии были епископы: Никон (1502-1514),  Пимен (с 1520г.), Алексий.

Столицей епархии Усть-Вымь была до 1564 года, когда епископ Иоасаф (1556-1566) окончательно перенес епархиальный центр в Вологду. Епархия стала наименоваться Вологодской и Пермской. С тех пор, около 500 лет, на Коми земле не было своей епархии.

За два века христианской истории Коми края известно всего лишь немногим более десяти построенных храмов. Достаточно полную картину храмостроительства и приходов края дают лишь документы конца XVI-XVII веков: в пределах земель, заселенных коми, было 28 приходов, 48 храмов и 8 часовен - немало для малолюдного края. С ростом населения число приходов и храмов медленно, но постоянно росло. В Коми крае было два поселения. Выделяющихся обилием края: Усть-Вымь и Вотча. В XVIII веке в Коми крае появляются каменные храмы. В 1780 году по указу императрицы Екатерины II Усть-Сысольск стал городом, центром одноименного уезда. Расцвет Усть-Сысольска связан во многом с купеческой семьей Сухановых. При ее финансовой поддержке и началось строительство каменных храмов. «Золотым веком» храмостроительства стало девятнадцатое столетие. Если за вторую половину XVIII века было построено 33 храма, то за первую половину XIX века - 56 (в том числе 38 каменных), а до конца столетия еще 90 (27 каменных и 63 деревянных). Причиной тому почти вдвое возросшее число приходов. Наконец во второй половине XIX века в Коми крае вновь появляются монастыри - мужской Троице-Стефано-Ульяновский и женский Крестовоздвиженский Кылтовский. И уже не Усть-Вымь и Вотча выделяются числом храмов, а единственный в крае город Усть-Сысольск. После 1917 года храмостроительство было свернуто, и к маю 1941 года не осталось не одной действующей церкви. Только после войны было разрешено открыть три храма.

С конца 80-х годов XX столетия началось восстановление православных приходов.

Возрождение епархии в Коми крае началось с восстановления Стефано-Ульяновского монастыря в 1994 году. В 1995 году решением Священного Синода открыта Сыктывкарская и Воркутинская епархия с центром в городе Сыктывкаре (бывший г. Усть-Сысольск). Епископом стал иеромонах Питирим (Волочков). Святейшим Алексием Патриархом Московским и всея Руси 9 мая 1996 года на 600-летие преставления святителя Стефана в городе Сыктывкаре был заложен фундамент собора Стефана Пермского. И уже в 2001 году собор был построен.

В Усть-Выми по сохранившимся фотографиям возведена часовня над местом погребения святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских.

Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

Решением Священного Синода от 6 октября 2001 года, постановили включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века имена подвижников, материалы о которых представлены Сыктывкарской епархией.

Благочиния епархии:

6 церковных округов - Сыктывкарский, Ибский, Ухтинский, Интинский, Воркутинский, Усть-Куломский церковные округа;

Монастыри: 3 мужских и 4 женских.

Мужские монастыри:

1. Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь. Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, основан св. Стефаном Пермским, просветителем зырян, не позднее 1396 года в п. Ульяново (в 160 км от г. Сыктывкара) на реке Вычегда, был построен небольшой храм Преображения Господня. Монастырь терпел сильные материальные лишения и в 1764 году закрыт (обращен в приходской храм Ульяновского погоста). В 1860 году возобновлен для монашеской жизни иноками Соловецкого монастыря, был выстроен прекрасный каменный архитектурный ансамбль монастыря с колокольней высотой 64 метра, каменной оградой с 4 красивыми угловыми башнями.  Монастырь входил в десятку самых известных российских обителей. Возродили монастырь архимандрит Матфей, иеромонахи Паисий, Феофилакт и Амвросий, представленные в 2000 году к рассмотрению вопроса о канонизации их как местночтимых святых. Упразднен монастырь в 1918 году, почти все насельники обители были репрессированы и расстреляны.

Наместник - игумен Савва (Гладков). Традиционный день празднования возрождения монастыря - 14 октября, день Покрова Пресвятой  Богородицы.
4 действующих храма - Троицкий; Успения Пресвятой Богородицы, Архистратига Михаила; Прпп. Зосимы, Саватия и Германа, Соловецких чудотворцев
Адрес: 168067  Республика Коми, Усть - Куломский район, с. Ульяново, тел. (82137) 99-3-18. Проезд - автобусом от автовокзала г. Сыктывкара  (160 км).

2. Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь, основан Святителем Стефаном Пермским в с. Усть-Вымь, где был первый Владычний городок, первая кафедра епископов Зырянских. Упразднен в 1764 году. В монастыре находятся под спудом  мощи  Свтт.  Епископов Пермских, Усть-Вымских Чудотворцев Герасима, Питирима, Ионы. Возрожден для монашеской жизни 21 марта 1996 года. Наместник  - игумен Симеон (Кобылинский).

День празднования свтт. Герасима, Питирима и Ионы - 11 февраля. Главный монастырский праздник - 19 сентября  - празднование чуда Архистратига Михаила в Хонех.
3 действующих храма - Архистратига Михаила; свт. Стефана Великопермского; Преображения Господня.
2 часовни -  Свтт. Герасима, Питирима и Ионы, Усть- Вымских чудотворцев;  Свт. Николая Чудотворца.
Адрес:  169110 Республика Коми Усть-Вымский район, с. Усть-Вымь, Тел. (82134) 92-9-40. Проезд - автобусом  от автовокзала г. Сыктывкара (70 км).

3. Важкурский Рождества Пресвятой Богородицы монастырь, основан как мужской скит 15 апреля 1996 года, преобразован в монастырь в 1997 году.
И.о. настоятеля - игумен  Михаил (Ветошкин),
2 действующих храма- Рождества Пресвятой Богородицы; Св. Вмч. и  Цел. Пантелеимона.
Адрес: 168043  Республика Коми, Корткеросский район, с. Важкурья  тел. (82136) 97- 5-10.
Проезд - автобусом  от автовокзала г. Сыктывкара (69 км).

Женские монастыри:

1. Печорский Богородицкий Скоропослушнический женский монастырь,
Настоятельница - игумения Мария (Балуева),
Основан в 1992 году. 2 действующих храма: Вмц. Варвары,  иконы Божией Матери «Скоропослушница», 3 часовни.
169700, г. Печора, ул. Лесокомбинатовская, 37а, тел.монастыря  (82142)  7-70-98.
Проезд: поездом до  ст. Печора, далее на маршрутном автобусе  до монастыря.

2. Ибский Серафимовский женский монастырь,
Настоятельница - старшая монахиня Питирима  (Паснова),
Основан в 1997 году. 2 действующих храма: свт. Стефана Пермского, храм Иверской иконы Божией Матери и  строящийся храм прп. Серафима Саровского.
168016, Сыктывдинский район, с. Иб, тел. Монастыря:  (82130) 7-85-91. Проезд: автобусом от автопавильона в г. Сыктывкаре до с. Иб, далее пешком до монастыря.

3. Вотчинский Стефано-Афанасьевский женский монастырь,
Настоятельница - игумения Василиса (Мосягина),
Основан в XIV веке св. Стефаном Пермским. Возрожден в 1997 году. Восстанавливаемый храм  Рождества Пресвятой Богородицы.

Второй храм Мч. Виктора в настоящее время захвачен раскольнической группировкой РПЦЗ (В).
168114, Сысольский район, п. Первомайский, ул. Спортивная, 1; РТ (231) 98-3-77. Проезд: автобусом от автопавильона в г. Сыктывкаре до п. Первомайский,  далее пешком до монастыря.

4. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь,
Настоятельница - игумения Стефанида (Запорощенко),
Основан в 1894 году, закрыт в 1918 году.  Возрожден к монашеской жизни в 1995 году.  2  действующих храма: Прп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, Прп. Афанасия Афонского.
169200, Княжпогостский район, с. Кылтово,  РТ (239)  94-5-39. Проезд от автопавильона в г. Сыктывкаре.

Церковные учебные заведения:

НОУ «Православная школа», начальное звено. Директор -
Новиков Юрий Анатольевич.
Адрес: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Советская, 45.

Сыктывкарское Духовное училище, Пастырское и Катехизаторское отделения,
срок обучения 3 года, ректор - епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим.
Адрес: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, 3.

Сыктывкарский ЦДО Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета, факультеты - Богословско-пастырский и Катехизаторский. Руководитель - протоиерей Владимир Дунайчик.
Адрес: 167026, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Мира, 60/1, т. 62-50-27.

Паломническая служба « Паломник-Коми»

Руководитель - Позырева Нина Борисовна.
167000, РК, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, 20, т/ф  (8212) 20-21-38,
e-mail: kochpon@parma.ru

Церковные СМИ:

Официальное печатное издание  Сыктывкарской и Воркутинской епархии -
газета «Епархиальные ведомости»
167000, РК, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, 20, т. (8212) 20-18-77.
 e-mail:eparhia@rol.ru

 Данные по количеству храмов и священнослужителей:

Приходов - 93, храмов - 66, молитвенных домов - 39 и 16 часовен.

Священнослужителей - 128 (107 священников, 21 диакон).

Основные адреса храмов епархии:

1. Свято-Стефановский Кафедральный Собор,
167000, г. Сыктывкар, ул. Свободы, 60, т. (8212) 20-03-13.
Настоятель - епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим.

2. Свято-Вознесенский Собор,
167000, г. Сыктывкар, ул. Заводская, 21, т. (8212) 22-69-75.
Настоятель - протоиерей Иоанн Лапко.

3. Свято-Казанский храм,
167009, г. Сыктывкар, ул. Пермская, 10, т. (8212) 22-00-69.
Настоятель- игумен Филипп (Филиппов).

4. Епархиальный храм Рождества Христова,
167000, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, 20, т. (8212) 20-18-77.
Настоятель - епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим.

5. Свято-Преображенский храм,
167026, г. Сыктывкар, ул. Мира, 60/1, т. (8212) 62-50-27.
Настоятель - протоиерей Владимир Дунайчик.

6. Храм Покрова Божией Матери,
167005, г. Сыктывкар, ул. Тентюковская, 307, т. (8212) 51-48-79.
Настоятель - протоиерей Феодор Федько.

7. Храм прп. Серафима Саровского,
169500, РК, г. Сосногорск, ул. Нахимова, 20, (82149) 5-35-92.
Настоятель - протоиерей Сергий Филиппов.

8. Храм Почаевской иконы Божие Матери,
169060, РК, г. Микунь, ул. Пионерская, 15, т. (82134) 9-81-09.
Настоятель - иерей Василий Дзерин.

9. Храм свт. Стефана Великопермского,
169300, РК, г. Ухта, ул. Октябрьская, 8, т. (82147) 40-9-78,
Настоятель - иерей Евгений Александров.

10. Свято-Троицкий храм,
169830, РК, г. Инта, ул. Мира, 40/а, т. (82145) 6-41-33,
Настоятель - протоиерей Василий Потрясов.

11. Храм Архистратига Михаила,
169901, РК, г. Воркута, ул. Горняков, 11, т. (82151) 7-27-62,
Настоятель - иерей Василий Шутко.

12. Храм иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»,
169706, г. Усинск, ул Лесная, 25, а/я 81, т. (82144) 41-5-22,
Настоятель - игумен Михаил (Тихонов).

Контакты епархии:

Адрес Епархиального управления: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, 20, т/ф 24-04-07, т/ф 20-21-38, т. 20-18-77, Web-страница: http://www.sobor.parma.ru/;  E-mail:  kochpon@parma.ru

По материалам patriarhia.ru

Добавлено: 23-03-2007, 20:29
0
61

Похожие публикации


Наверх