26 апреля в неделю жен-мироносиц в Мурманском Паломническом Культурном Центре состоялся литературно-музыкальный вечер «Дети войны», по">

Детям Великой Отечественной войны


Вы слышите? Грохочут сапоги,

И птицы ошалелые летят

И женщины глядят из-под руки,

В затылки наши круглые глядят…

 

26 апреля в неделю жен-мироносиц в Мурманском Паломническом Культурном Центре состоялся литературно-музыкальный вечер «Дети войны», посвященный  70-летию победы в Великой Отечественной войны. Яркую картину прощания с уходящими на фронт нарисовал прекрасный русский поэт, ветеран войны Булат (во святом Крещении – Иван)  Окуджава. И были среди этих провожающих малыши – девочки и мальчики и младенцы на руках у матерей, мало, что еще понимая, они тоже прощались со своими отцами, с некоторыми – на несколько  лет, со многими – навсегда.

Этим ребятишкам суждено было стать детьми войны. Сегодня – они живая связь поколений, живая память о войне. Наши деды, воевавшие на той войне и уцелевшие, почти все  теперь уже ушли в мир иной. Но наши матери и отцы помнят тот период, в их рассказах оживает для нас в ярких красках история Великой России и Второй Великой войны.

 


1

 Показать
1

 


2

 Показать
2

 

«Мы  все войны шальные дети – и генерал, и рядовой»

Многие современные церковные историки видят, подобно древним летописцам, причину нападения гитлеровской Германии на Россию в грехах русских людей – разрушении храмов, осквернении святынь, массовых расстрелах священников и мирян. А изначально – в трагедии неоконченной Россией Первой мировой войны, нарушении присяги военной элитой, а затем и многими офицерами и солдатами, участием русских людей в революциях 1917 года (подготовленных немецкой разведкой), арестом, а затем расстрелом мученика-царя Николая Второго – Помазанника Божия, и всей царской семьи. В 1915 году Государь стал главнокомандующим Армией, заменив на этом посту Великого князя Николая Николаевича Младшего. Царь лично объезжал фронтовые части, иногда, вместе с 14-летним сыном. Стойкий, мужественный правитель, и вместе с тем – усердный молитвенник, Государь сумел привести русские войска почти к полной победе над Германией. 1916 год ознаменовался Брусиловским прорывом. Не будем забывать (теперь, накануне 100-летнего юбилея), что в том же 1916 Император Николай Второй основал город Романов-на-Мурмане (Мурманск). По Промыслу Божию, незамерзающий порт Мурманск  (и Ваенга) стал важнейшей базой нашего Флота во время Великой Отечественной войны.

Великая Победа – прошлое и настоящее

Время было действительно роковое. И тогда у всех русских открылись, наконец, глаза – никто, как Бог. Мы вспоминаем офицеров и рядовых, их подвиги и жертвы на поле брани. Но вспомним же и великих молитвенников Руси. Один из них – митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский). Глава правительства, Сталин-Джугащвили пребывал 22 июня 1941 в растерянности, так как ранее был заключен всем известный пакт Молотова-Риббентропа. У Сталина хватило духа выйти в эфир с обращением  к нации  только 5 июля. Но был человек, православный пастырь, который отважился сразу призвать народ на битву. 22 июня 1941 года по радио выступил с обращением к русскому (и все еще православному) народу местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий (Страгородский):

«Вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, разбивших наголову Соловья-разбойника. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

И пророческие слова митрополита начали сбываться в первый же, самый тяжелый и трагический год войны, очистительной грозой грянувшей над Россией 22 июня, в День всех святых, в Земле Российской просиявших. Знаменательно, что контрнаступление под Москвой началось 6 декабря 1941 года – в день победителя немецких рыцарей святого Александра Невского.  А День Победы по Промыслу Божию пришелся  на 6 мая 1945 года – день Пасхи. В этот день русские воины фактически вошли в Берлин, а 9 мая был подписан пакт о капитуляции Германии. 6 мая  - это и день покровителя русских войск Георгия Победоносца (даже имя нашего знаменитого марщала – Георгий Жуков).  Вот почему в Москву на празднование 70-летия Победы прибыла делегация с Афона, которая привезла десницы великомученика Георгия.

В продолжении всей войны Сталин шел на уступки – открывались храмы, возвращались из советских концлагерей священнослужители, было разрешено созвать Собор и избрать Патриарха. Да, русские воины совершали подвиги с оружием в руках. Но за них непрестанно шла молитва. Молились  епископы и священники, молились матери, жены и сестры, в них не угасла искра веры, а ураган войны только сильнее раздул это духовное пламя.

Сегодня мы знаем, что в Москве преподобная Матрона Московская не только утешала скорбящих, и говорила, жив или нет сын или брат, пропавший без вести. Она горячо молилась о победе русского оружия.

Подвиг святого Серафима Саровского повторил старец Серафим Вырицкий, который молился на камне тысячу дней и ночей в оккупированной Вырице о победе нашей Армии над гитлеровцами. Можно напомнить о факте, который редко приводится в печати. Отбросив все личные обиды, изгнанный из разоренной Лавры отец Серафим молился о победе над немцами после того, как его сын, Николай Васильевич Муравьев, был репрессирован и расстрелян в начале войны на Урале.

А сколько жизней своей молитвой и врачебным искусством спас, неустанно проводя операции, святитель Лука Войно-Ясенецкий? И он по-христиански простил своих врагов, простил сталинские тюрьмы и ссылки. Он думал только о том, как помочь изнемогающей от кровопролитной войны России.  

С началом войны с фашистской Германией владыка из ссылки пишет телеграмму на имя Калинина: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Его незамедлительно назначили главным хирургом эвакогоспиталя № 15–15 в Красноярске. Два года он с полной отдачей сам лечил офицеров и солдат.

«Раненые офицеры и солдаты очень любили меня. Когда я обходил палатки по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях по поводу ранения в больших суставах, излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами», — вспоминал он. Приезжавший в госпиталь инспектор профессор Приоров говорил, что ни в одном из эвакуационных госпиталей не наблюдалось подобных блестящих результатов лечения раненых, как у владыки Луки.

 Он писал сыну: «Господь послал мне несказанную радость. После шестнадцати лет мучительной тоски по церкви и молчания отверз Господь снова уста мои. Открылась маленькая церковь в Николаевке, предместье Красноярска, а я назначен архиепископом Красноярским… Конечно, я буду продолжать работу в госпитале, к этому нет никаких препятствий». Признание святителя в светских кругах росло, он вспоминал: «Почет мне большой: когда вхожу в большие собрания служащих или командиров, все встают».

Конечно же, владыка знал об изменении отношения государства к Церкви в связи с войной и мировым положением страны, но в то же время в одном из писем сыну есть такие строки: «Даже если бы не изменилось столь существенно положение Церкви, если бы не защищала меня моя высокая научная ценность, я не поколебался бы снова вступить на путь активного служения Церкви. Ибо вы, мои дети, не нуждаетесь в моей помощи, а к тюрьме и ссылкам я привык и не боюсь их. О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его…» И в другом письме: «Я подлинно и глубоко отрекся от мира и от врачебной славы, которая, конечно, могла бы быть очень велика, что теперь для меня ничего не стоит. А в служении Богу вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера. Однако и врачебной, и научной работы я не намерен оставлять».

Красноярская ссылка закончилась в конце 1943 года. Святителя сразу же назначили архиепископом Тамбовской епархии, где он в течение двух лет одновременно работал хирургом в госпиталях и служил в церкви. В управлении епархией архиепископ Лука сразу столкнулся со множеством трудностей. Тамбовский храм, долгие годы содержавший под своей кровлей рабочие общежития, доведен был до последней степени запустения. Обитатели его раскололи иконы, сломали и выбросили иконостас, исписали стены ругательствами. Владыка Лука без жалоб принял наследие атеистов, начал ремонтировать храм, собирать причт, вести службы, продолжая и врачебную работу, которой оказалось еще больше, чем в Красноярске. На попечении Тамбовского архиепископа теперь находилось 150 госпиталей, от 500 до 1000 коек в каждом. Также он консультировал хирургические отделения большой городской больницы. Владыка Лука по-прежнему был готов работать сутками, несмотря на то, что ему было уже под 70.

В конце 1945 года владыку и его секретаря пригласили в облисполком, чтобы вручить им медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После вручения медалей председатель сказал, что, хотя труд Войно-Ясенецкого как консультанта эвакогоспиталя завершен (госпитали эти осенью 1944 года покинули Тамбов и двинулись дальше на запад), но он надеется, что профессор и впредь будет делиться своим большим опытом с медиками города. Архиепископ Лука ответил ему следующее: «Я учил и готов учить врачей тому, что знаю; я вернул жизнь и здоровье сотням, а может быть, и тысячам раненых и наверняка помог бы еще многим, если бы вы (он подчеркнул это «вы“, давая понять слушателям, что придает слову широкий смысл) не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей воле». У областного начальства эти слова вызвали шок. За опубликованные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больших суставов» владыке присудили Сталинскую премию I степени с денежным вознаграждением. Его он пожертвовал сиротам и вдовам воинов, павших в Отечественной войне. 

 «Бьется в теплой печурке огонь…»

За окошками уютного конференц-зала при Трифоновском храме плавно падал весенний снежок, а дети войны (им уже по 70-80 лет) вместе с настоятелем отцом Сергием и матушкой Ириной под гитару пели: «Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой». А началось это общенародное пение выступлением композитора Елены Ростовской. Несколько песен военных лет с большим удовольствием подхватили в зале. Потом свои новые стихи на тему Великой Отечественной и памяти о ней прочла Ирина Поливцева.

Мурманский поэт Николай Колычев свое выступление завершил стихами для детей о памятниках солдатам войны. Зал очень тепло их принял, долго аплодировали. Слушая их, подумалось: «Да, надо приводить сегодня школьников. Хотя бы частным образом, не только к памятникам, но и в храмы – к Исповеди и Причастию» Если вырастут маловерными – кто же будет защищать Отечество?»

Как всегда, укрепило и оживило веру слово благочинного протоиерея Андрея Амелина. Он поздравил всех с неделей жен-мироносиц, и сказал, что и во время войны,  и в годы гонений на Церковь русские женщины (по сути – мироносицы) не оставили Христа и Россию на  Голгофе новых страданий. Они молились и в уцелевших церквях, и дома, сохраняя огонек Православия. Да и русские воины были верующими. «Я  спрашивал ветеранов, - неужели  Вы во время атаки кричали именно «за Родину, за Сталина»? И получал ответ: «Что Вы, батюшка! Мы не кричали «за Родину, за Сталина» Кричали «ура» или «мама», а в окопах – шептали «Господи, помилуй». На войне неверующих нет.

Завершился вечер радостным и праздничным выступлением поморского хора. Матушка Ирина подарила детям войны подарочные наборы с красочным новым номером журнала «Под сенью Трифона».

 

Галина Сиротинская

 

http://murmanspas.ru/index.php?church=1&p=news&newsid=1726 

Добавлено: 13-05-2015, 12:02
0
2 806

Похожие публикации


Наверх