В Архангельской епархии отметили праздник Успения Пресвятой Богородицы

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, совершил Божественную Литургию в Успенском храме Архангельска. Владыке сослужило духовенство города, пел Архиерейский хор под руководством Екатерины Харитоновой.

В проповеди владыка отметил, что событие, которое в этот день празднует Церковь — Успение Пресвятой Богородицы — было самым долгожданным моментом в жизни Девы Марии. По словам архипастыря, Божия Матерь просила Своего Сына Иисуса Христа, чтобы Он скорее взял Ее в Небесные Обители: «Пресвятая Дева чаяла этого события, это был праздник всей Ее жизни».

Как сказал владыка, отмечая Успение Пресвятой Богородицы, мы должны задуматься о том, какова должна быть последняя минута жизни, заключительный аккорд земного странствия человека.

«Многих наших современников пугает само слово смерть, мысль о ней ужасает, навевает уныние, мрак, пустоту, начинают литься слезы отчаяния и скорби. Однако Церковь празднует не смерть, а именно Успение. Представим человека, у которого проблемы со сном, ему очень трудно заснуть, и какова его радость, когда удается, наконец, успокоиться и уснуть, — сказал митрополит Даниил. — Слово успение подразумевает сон, но есть и другой смысл — спелость, зрелость, готовность к переходу в иное состояние».

По словам владыки, для того, чтобы переход в жизнь вечную был радостным, следует всегда помнить, что на Небесах нас ждет Господь, Божия Матерь и святые Его угодники. «Господь Вседержитель глаголет: «Если отец и мать забудут тебя, Я никогда не забуду». Любовь Господа и Его Матери к нам в миллионы раз больше любви наших родителей или друзей. Эта любовь нас ждет на Небе, а на земле мы лишь путники и странники. Здесь место изгнания Адама и его потомков за грех непослушания, гордости. Когда путник проходит через города и поселки, его сердце не прикрепляется ни к чему, он знает, что он должен покинуть промежуточные населенные пункты и добраться до места назначения. Также и мы должны покинуть этот мир и пребывать в мире Горнем», — сказал архипастырь.

Для того чтобы пребывать с Богом в Царствии Небесном, человек должен готовить себя, отметил владыка: «Память о смерти обращает нас к Богу. Диавол же всячески старается затмить память смертную, все сделать для того, чтобы люди не думали о смерти, боялись ее и не могли даже взирать на вид мертвого человека. Когда мы видим покойника, касаемся его, наше сердце переворачивается, мы понимаем, что нас Господь также призовет в любой момент. Нельзя забывать о том, что в нашей жизни будет последний аккорд, от звучания которого зависит пребывание в Обителях Отца Небесного».

Владыка назвал основные причины того, что люди боятся смерти: «Святые отцы однозначно утверждают, что мы боимся смерти из-за того, что не помним о том, что на земле мы странники. Вторая причина — грехи наши и неготовность дать ответ за них. Представим себе человека, который много сотворил неправд и вдруг ему нужно явиться пред своим царем. Однако у него появляется защитник — сын и наследник царя, которого тот во всем слушает. Понятно, что в таком случае человек не побоится своих ошибок и грехов и пойдет на прием к царю. Наш Защитник и Ходатай перед Отцом Небесным — Его Сын Господь Иисус Христос. Кровь Его очищает нас от всякого греха».

По словам архипастыря, наша жизнь должна быть похожа на жизнь святых угодников Божиих, тогда момент перехода в вечность будет не трагедией, а праздником, радостным долгожданным событием: «Многие святые ждали смерть как утешительницу, избавительницу и благодетельницу. Человек болеет, страдает, скорбит на земле, но живя в Церкви, он знает минуты особой радости, когда он, чувствуя собственную греховность, прибегает к помощи Божией, исповедуется, причащается Святых Таин. Однако все это лишь тень великой радости, которая ждет нас в Небесных Чертогах».

Кроме того, владыка рассказал, что для радостного перехода в вечность, нам нужно прилагать много сил: «Пост, который мы держали две недели до праздника, установлен в память поста Божией Матери в последние месяцы Ее жизни — так Она готовилась к отхождению к Своему Сыну».

«Каждому из нас я желаю посильного труда в земной жизни, в этой стране изгнания, чтобы мы старались не прилепляться сердцем ни к чему земному. Молитва, пост и покаяние пусть помогут всем нам подготовиться к заключительному аккорду этой жизни, чтобы он прозвучал красиво, достойно и праведно», — заключил митрополит Даниил.

 

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.

Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа — Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.

 

 

Фото: Е.Самсонова, М.Полосков. 

Добавлено: 28-08-2014, 16:08
0
13 716

Похожие публикации


Наверх