Митрополит Даниил: «Осуждение – это показатель немилосердного сердца»

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в архангельском храме святителя Мартина Исповедника. Владыке сослужили епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков, а также духовенство митрополии. По окончании богослужения Его Высокопреосвященство обратился к верующим с архипастырским словом, сообщает пресс-служба Архангельской и Холмогорской митрополии.

 

«Сегодня мы завершили чтение покаянного канона, в следующий раз весь канон сразу будет прочитан в конце Великого поста, – сказал владыка. – В последней части канона вспоминается о встрече праведного Зосимы с преподобной Марией Египетской. Старец, будучи в монастыре, подумал, что, наверное, он уже достиг духовной высоты христианского совершенства, но видя, на какую высоту взошла бывшая грешница, Зосима пришел в состояние ужаса и трепета. Так Господь показал святому, что он не достиг даже Марииной высоты».

 

«Отличие духовного пути этих двух святых было в том, что старец никогда не испытывал сильного борения страстей, он прошел «золотым путем»: был хорошо воспитан, его душу не коснулись страсти плотские, придя в монастырь, он видел там только благие примеры, поучался у святых старцев. Но Господь показал ему, как возвысилась женщина, погрузившаяся на дно греха», – отметил митрополит Даниил.

 

«В мыслях Зосимы было некое осуждение других людей, – пояснил архипастырь. – Святитель Феофан Затворник пишет, что с презорства, другими словами надменности, гордости, начинается осуждение. Грех этот маленький, повседневный, но, как пишет святитель Феофан, этот грех редко получает полное прощение от Бога. Осуждение – это показатель немилосердного сердца».

 

Нежелание осудить не означает равнодушия к происходящему: «В современном мире осуждению часто противопоставляется другое понятие – толерантность. Но толерантность – это скорее безразличие к тому, что вокруг нас происходит. Можем ли мы не давать нравственной оценки грехам, которые происходят рядом с нами?» - по словам владыки, житие преподобной Марии Египетской и учит правильному отношению к грехам других людей.

 

«Грех осуждения способен навсегда отлучить человека от Бога. Почему Господь так легко прощает другие грехи? Ответ прост: человек не изобретатель греха, а жертва. Как доктор не осуждает больного, так и Господь не осуждает нас. Феофан Затворник пишет: «Если ты говоришь о грехе своего ближнего и жалеешь его, сопереживаешь ему, хочешь, чтобы он исправился, то это уже дело любви». На Страшном Суде Господь покажет нам множество людей, которые не постились много, не были подвижниками, но они попали в Царствие Небесное. Все их силы были направлены на то, чтобы, видя грешного человека, не презирать его, а жалеть, как врач жалеет больного. Показав нам этих людей, Господь скажет: «Это был самый простой путь ко спасению». Я хочу, чтобы среди тех, кто попадет в Царствие Небесное, были и мы с вами», – заключил владыка.

Добавлено: 2-03-2012, 17:56
0
3 071

Похожие публикации


Наверх