Митрополит Даниил совершил предпоследнюю Литургию Преждеосвященных Даров в 2016 году


Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 26 апреля совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья, сообщает пресс-служба Архангельской митрополии. Во вторник Страстной седмицы такое богослужение совершается предпоследний раз.

«Впереди осталась одна Божественная Литургия Преждеосвященных Даров — в среду, — сказал владыка в проповеди. — Удивительные песнопения мы не услышим до следующего года. Вопрос в том, доживем ли мы до следующей весны…»

Архипастырь напомнил, что вечерами в дни Страстной седмицы в храме исполняется проникновенное песнопение, содержащее такие слова: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа». По словам митрополита Даниила, церковное Предание считает каждую душу невестой Христовой: «Господь уневестил нас, стал нашим женихом во время Крестных Страданий, когда Он на Кресте разодрал рукописания грех наших. Душа стала невестой Христу во время таинства Крещения. Теперь она должна быть верна Жениху, всегда помнить о Нем, делать то, что Ему угодно и приятно, жить по Его воле».

Владыка отметил, что в Страстные дни христианин более всего расположен к единству со Христом: «Человек больше всего проникается скорбью на похоронах близкого человека. Он проявляет любовь через слезы, сочувствие. Если же кто-то находится далеко от смертного одра родного человека, он не может так проникнуться смертью, погребением, этим событием. Мы видим Крест, слышим умилительные песнопения, в конце недели Сам Господь выносится как усопший в виде плащаницы, чтобы  нам проникнуться всем сердцем, быть причастными Христу. Мы должны сораспяться со Спасителем».

Далее архипастырь призвал верующих подражать Господу: «Представим, что нас распяли. Будем мы в этом состоянии биться за что-то земное? За лучшую квартиру, за лучший уголок, за лучшую пищу или должность. Человеку ничего не нужно в этот момент. Сораспятие означает отлепиться от всего греховного, быть на Кресте рядом со Спасителем. Наш крест — те обстоятельства, в которых мы находимся. Сораспяться Христу — когда мы не готовы идти по пути зла, греха. Нужно, чтобы нас прибили ко Кресту. "Пригвози страху твоему плоти наша", — слышим мы в молитве. Страх Господень помогает нам пребывать в событиях уничижения, несправедливости человеческой. Христос принял эту несправедливость, вплоть до смерти, от самых близких людей. Часто и мы получаем боль от близких. Во дни Страстной седмицы мы должны проникнуться страхом Господним. Тогда сможем претерпеть свои страдания. Тогда через крест наш, который соединится с Крестом Господним, и через Голгофу мы достигнем Светлого воскресения Христова, которое обязательно почувствуем в своем сердце».

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятии, крестной смерти, погребении. Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий. В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма, первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

В этот день Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40).

В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима). В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе совершается таинство Исповеди: в этот день все стараются исповедоваться.

В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг все православные причащаются Святых Христовых Таин.

На литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд омовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом). В Великий четверг начинаются приготовления к Празднику Пасхи.

День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа.

Утром в Великую пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не вкушает пищи) и великой скорби.

В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.

Добавлено: 27-04-2016, 09:47
0
2 172

Похожие публикации


Наверх