Митрополит Даниил: Человек по-настоящему духовный прячет свою духовность


Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 6 июля посетил Северодвинск. Владыка совершил Литургию в храме Владимирской иконы Божией Матери, празднующем престольный праздник.

В проповеди архипастырь рассказал о житии праведного Артемия Веркольского, память которого Церковь празднует в этот день.

«Мы часто начинаем судить других, и злоба приходит в наше сердце, — сказал владыка. — Господь, желая помочь нам очиститься, призывает обращаться к своему сердцу. Каждый должен оплакивать своего внутреннего мертвеца — собственную душу, которая погибает, приобщаясь ко греху. Душа умирает от духовных болезней, когда человек неправильно живет. Он идет по улице, цветет и пахнет, а душа его разлагается, умирает. Бывает, наоборот, человек еле дышит, старенький, грязненький, а душа у него — Божия, потому что он старается никого не осуждать».

Архипастырь обратил внимание прихожан на то, что речь человека, его разговоры и размышления свидетельствуют о состоянии его души. «Через уста, как через открытую дверь, видно то, что происходит внутри. Святой Исаак Сирин писал, что человек по-настоящему духовный прячет свою духовность от людей и даже от себя. Прятать свою добродетель означает приписывать все доброе, что у нас есть, благодати Божией. Своими можно считать лишь грехи. Все доброе у нас от Бога», — сказал митрополит Даниил.

По его мнению, современный мир избрал ложную ценностную ориентацию: «Помните, "Русское радио" постоянно транслирует девиз: "Все будет хорошо". Человек так себя программирует, а потом, сталкиваясь с болезнями и несчастьями, начинает искать виноватых, пытается понять, что же идет не так. В Ветхом Завете были такие же критерии — если у тебя все хорошо, значит, Бог тебя любит, а если ты заболел, значит, в чем-то согрешил. Протестантизм остался верен этой установке сознания. Но апостолы учили, что многими скорбями надлежит войти в Царствие Небесное».

Когда жизнь подходит к концу, отметил владыка, мы начинаем болеть, и наши грехи приобретают другое качество: «Веселый, бесшабашный парень с годами превращается в старого, злобного, брюзжащего старика. Радостная девушка превращается в ведьму, которая, став прихожанкой церкви, не улыбается и никогда не радуется воцерковляющимся людям. Она начинает всех строить: "Эта намазанная пришла, эта в мини-юбке, эта вообще вся такая-сякая". И вот — люди от храма шарахаются, а бесы радуются: "Еще одного отвратили от Бога". Существуют такие верующие — внешне христиане, а внутри рабы диавола. А все потому, что человек изначально себя запрограммировал на то, что все в его жизни должно быть хорошо. Между тем, в реальности все по-другому».

Как отметил владыка, Господь посылает старость с немощью ради того, чтобы человек смирился и сказал: «Я воплощенная немощь, сосуд исполненный греха, помилуй меня!» Когда человек начинает укорять себя, вопить к Небесам, Господь ему помогает, и он умирает в правильном состоянии».

Далее архипастырь рассказал одну историю: «В Лавре жил один монах, крепкий такой дед был, все службы выстаивал, внешне все исполнял. Но он всегда чувствовал свою особенность."Вы, молодые, не можете даже постоять на службе!" — укорял он нас. — Но сам внутреннего смирения не стяжал. Господь судил ему заболеть, его унесли в изолятор, он кричал от боли, но так смирился, что у всех просил прощения, изменился колоссально, мы все за него радовались».

Митрополит Даниил поразмышлял о причинах депрессивности современных людей: «Некоторые часто думают, что они неудачники, впадают в уныние и даже кончают жизнь самоубийством. На самом деле болезнь зачастую оказывается не неудачей в жизни, а ее логическим завершением. Старость дана, чтобы человек научился уповать на Бога, но не на людей, чтобы он мог спокойно подойти к черте, которая называется переходом в Вечность и с миром совершить этот переход. Красота, здоровье, благополучие, друзья — все это уйдет, потеряется. Человек уходит из жизни, ничего не взяв с собой. Только накопленные нравственно-духовные качества перейдут в Небесное Царство — плоды Духа Святого: любовь, мир, радость, долготерпение, кротость, милосердие, вера и воздержание».

По словам владыки, любовь — это вершина всех добродетелей, а остальные плоды Духа Святого суть разные грани любви. «Сейчас на дворе век беспокойства, немирности, все не клеится в жизни людей. Как же хранить покой? Господь призвал нас научиться для этого кротости и смирению. Мы хотим обрести благодать и успокоиться от страстей немирного сердца. Как сделать это? Психологи говорят: "Включи хорошую музыку, выпей чашку кофе, бокал вина, рюмку коньяка, посмотри хороший фильм". Но это не выход! Нужно укорить себя, пожаловаться на себя Богу, попросить Его о помощи, начать жалеть ближних, которые нам делают гадости, всячески нам мешают, вредничают. Нужно вопить: "Господи, помилуй их, им ведь тяжелее". Христианство учит быть счастливым. И ад, и рай начинаются на земле. Ведь когда-то злая бабушка в церкви была веселой, жизнерадостной, светлой девочкой. Неправильный образ жизни сделал из нее такую "православную ведьму". Помолимся: "Помоги, Господи, ей!" Когда мы ее не осудим, свою благодать Господь и пошлет и ей, и нам с вами», — завершил проповедь архипастырь. 

  • Фотографии для новости

Добавлено: 6-07-2015, 15:27
0
934

Похожие публикации


Наверх