Митрополит Даниил: Пусть вербы будут напоминанием о благодати Божией


В праздник Входа Господня в Иерусалим, 5 апреля, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Божественную литургию в Ильинском кафедральном соборе столицы Поморья.

Владыке сослужило духовенство храма, пел Архиерейский хор под управлением Екатерины Харитоновой. Прямая трансляция торжественного богослужения шла на телеканале «Первый сетевизор» в кабельной сети АТК и на портале www.pravdasevera.ru. В конце богослужения митрополит Даниил окропил святой водой принесенные верующими вербы.

«Событие, которое мы вспоминаем сегодня, произошло более двух тысяч лет назад, — сказал архипастырь в проповеди. — Единственный раз в Евангельской истории Господь Иисус Христос торжественно въехал в Иерусалим. Несмотря на то что Спаситель ехал не на белом коне, как все цари, но на ослике, толпа ликовала, народной радости не было предела. "Наконец-то приходит наш настоящий царь, наступает конец мучениям, которые происходят от римлян, захвативших Иерусалим, окрестности земли обетованной", — думали эти люди. Каждый радовался, многие кидали вверх одежду, постилали её на дороге, срывали пальмовые ветви и ими приветствовали Христа, устилая путь Его. Это событие описано у всех евангелистов».

Однако, по словам митрополита Даниила, Сам Царь — Сын Божий — не радовался и говорил удивительные слова: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете "благословен Грядый во имя Господне!"» (Мф.23:37).

«Какое замечательное сравнение любви: "как птица собирает птенцов"! Вот с какой любовью хотел Господь изменить людей, но они воспротивились этому. У них была радость. Но чему радовался народ? Тому, что дела их поправятся, материальная жизнь станет лучше, что Израиль будет господствовать над всеми народами мира, — напомнил владыка. — Евреи хотели земного царства и земного благополучия. Однако Господь знал, что через несколько дней эта толпа, поняв, что Он не освободит жителей Иерусалима и всю страну от власти римлян, разочаруется. Потом эти же люди будут по указке первосвященников кричать на площади: "Распни Его!", "Нет у нас царя, кроме кесаря". Для них станет любимым римский царь, но слова эти лицемерные, не любили они и римского царя. Из истории мы знаем, что иудеи были наказаны Господом, кровь их текла рекой, был голод, Иерусалим был разрушен».

По словам владыки, мы, сохраняя верность Господу, тоже радуемся, но наше ликование отличается от радости еврейского народа, встречавшего Христа: «Праздник в том, что Господь пришел в мир и избавил нас от смерти. Расставание души и тела называется смертью, но есть более страшная смерть — разрыв между человеком и Богом. Так вот Господь приходит на землю, чтобы уничтожить смертельный разрыв человека с Богом. Наша радость в том, что Господь пришел и спас всех нас, принес спасительный воздух благодати, насытивший наши сердца».

Как рассказал глава Архангельской митрополии, благодать Божия, когда мы каемся, уничтожает грех, смрад, сажу, вонь. «Мы понимаем, что такое смрадный воздух, потому что у нас есть ЦБК. Каждый здесь заложник этой ситуации, наши гости берутся за голову: "Как вы здесь живете". А мы говорим: "Мы привыкли, нам ничего". Так грешник привыкает к грехам, он живет в навозе, и ему кажется, что и запах вроде бы ничего, и можно жить. Грех — это всегда зловоние, проклятие, это смерть. Именно смерть вошла в человеческий род через грех», — сказал владыка.

По его словам, мы держим вербовые ветви вместо пальмовых в знак победы Христа над смертью: «Пусть каждый из нас унесет эти ветви, пропитанные благодатью Духа Святого, в свои жилища и освятит дома, пусть вербы будут напоминанием о той силе, которую Господь даровал каждому из нас, — это величайшее оружие благодати Божией. Человек сам отказывается от этого лекарства, и остается в своей навозной куче, в грехе, от него идет смрад, а люди вокруг, такие же грешники, говорят: "Не пахнет, нормально, хорошо. И только когда со стороны приходит человек, он говорит: "Как вы так живете!"»

Завершая проповедь, архипастырь пожелал всем провести последнюю седмицу Великого поста достойно, по-христиански, борясь с грехом, со смертью, «чтобы чистой душой мы встретили Господа в Светлое Христово Воскресение».

Праздник Входа Господня в Иерусалим — один из главных в Православной Церкви. Он совершается за неделю до Пасхи. О входе Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страданий повествуют все четыре евангелиста. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Христос отправился для празднования Пасхи в Иерусалим, многие люди с огромной радостью последовали за ним, видя те чудеса, которые он сотворил, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей.

В этот день совершается освящение ваий (пальмовых ветвей), в память того, как встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. От обычая употреблять в этот день вайи (ветви финиковой пальмы) День Входа Господня в Иерусалим называется Неделею «Ваий» или «Цветоносною». На Руси он получил название «Вербного воскресенья», потому что на севере верба ранее других древесных ветвей дает почку. Молящиеся приходят в храм с вербами, вспоминая как галилейские паломники встретили Христа цветущими пальмовыми ветвями, так и они встречают невидимо грядущего Господа букетиками вербы с зажженными свечами.

Добавлено: 5-04-2015, 14:35
0
4 570

Похожие публикации


Наверх