Священник Олег Стеняев: Бывшие сектанты становятся прекрасными миссионерами


Известный миссионер, священник Олег Стеняев пообщался с духовенством Архангельска, Северодвинска и Новодвинска на пастырском совещании в Епархиальном центре подготовки приходских сотрудников. Встречу благословил митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил.

Столичный миссионер рассказал о том, как правильно организовать реабилитацию людей, которые пострадали от деятельности нетрадиционных религиозных групп. Также на встрече обсудили, как наладить миссионерскую деятельность и катехизацию на приходах.

«Еще до революции многие архиереи говорили о необходимости живой миссии среди заблудших, — отметил отец Олег. — Сейчас есть сторонники "бесконтактной" миссии, когда проблема сектантства решается во время кабинетных баталий, заочно. Однако согласно опыту Церкви совершенно необходимо общаться с людьми, которые оказались в стороне от нее».

Миссионер призвал придерживаться евангельского и святоотеческого учений об отношениях к людям иной веры. По словам священника, евангельское учение об отношении к иноверцам — это вся система взаимоотношений Господа Иисуса Христа с самарянами: «Самаряне — классическая секта внутри иудаизма. У них было альтернативное духовенство, альтернативное Пятикнижие, известное самарянское Пятикнижие, которое насчитывает до шести тысяч разночтений с еврейской Масорой. У них было альтернативное место поклонения Богу не в Иерусалиме, а на горе Горезин».

Протоиерей Олег Стеняев заострил внимание на том, что Христос не разделяет учения самарян, однако нарушает жесткий иудейский запрет на общение с представителями этой секты. Господь приходит в селение самарянки и проводит там два дня. «Если мы хотим помогать людям, должны с ними общаться, — продолжил священник. — Евангелие показывает, что люди другой веры могут быть более благочестивыми. Притчей о добром самарянине Христос показал, что ближним может быть человек другой веры, еретик. Если перевести эту притчу на современный язык, получится рассказ о добром свидетеле Иеговы, как бы это ни резало наши уши».

Также, по словам миссионера, Евангелие показывает, что люди другой веры бывают более благодарны по отношению к Богу: «Христос исцелил десять прокаженных, и только один из них пришел поблагодарить Его. Евангелист пишет с какой-то досадой, что "и тот был самарянин", то есть какой-то сектант. Христос так часто хорошо отзывался о самарянах, что противники Его говорили о Нем: "Ты точно как самарянин"».

Рассматривая святоотеческое учение об иноверцах, священник обратил внимание на высказывания "очень принципиального", по его мнению, угодника Божьего — святого Иоанна Златоуста: «В "Слове о статуях" святой полемизирует с теми православными, которые не хотели общаться с еретиками. Златоуст пишет: "И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие"».

Далее священник, основываясь на тексте «Слова о проклятии» святого Иоанна, сказал: «Нужно помнить, что еретические догматы мы проклинаем, испепеляем огнем веры, но самих еретиков любим и, как немощных братьев наших, стремимся обратить в веру Христову. Подобные высказывания можно найти у многих святых отцов, касающихся темы иноверия».

Кроме того, отец Олег напомнил слова Определения Архиерейского собора 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Там говорится, что противостояние ложным взглядам не должно сопровождаться нетерпимым отношением к самим носителям несовместимых с христианством учений.

«Когда мы общаемся с людьми других вер, следуя церковной традиции, мы должны быть добродушными, — призвал миссионер. — Апостол Павел пишет: "Для иудеев я стал как иудей, чтобы привлечь иудеев. Для находящихся под законом я стал как подчиняющийся закону, хотя на самом деле я не под законом. Я делаю это для того, чтобы обратить находящихся под законом. Для неимеющих закона я стал как неимеющий закона, хотя я не свободен от закона Божьего, потому что нахожусь под законом Христа. Опять же делаю я это для того, чтобы обратить к Богу неимеющих закона. Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести и их. Я стал всем для всех ради того, чтобы спасти по крайней мере некоторых"(1 Кор.9:20–22)».

Священник отметил, что стоит всегда помнить этот принцип апостольского служения: «Некоторые горе-миссионеры утверждают, что мы должны разговаривать с сектантами так же, как с православными христианами. Это совершенно недопустимо! Святой Григорий Нисский в "Большом огласительном слове" призывает говорить с иудеями на одном языке, с язычниками — на другом. Ибо то лекарство, которое подходит иудеям, не подходит язычникам, а то, которое подходит еретикам, не подходит иудеям и язычникам. Миссионер должен владеть понятийным аппаратом людей, с которыми он хочет работать. Одно и то же слово у нас и у них имеет разное значение».

По словам отца Олега, начиная работу с людьми другой веры, надо понять, что для них является критерием: «Это уже заведомо правильный метод. Нужно узнать у человека — его религиозный опыт, мистические переживания или текст Библии для него являются критерием. Как правило, последователи псевдохристианских сект утверждают, что для них высший критерий — Священное Писание. Однако в Библии говорится, что есть категории людей, которым просто вредно читать Священное Писание. Это слова апостола Петра (2 Петра 3:15): "Долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания"».

Как отметил миссионер, можно предположить, что невежды — крещеные, но ненаученные люди, а неутвержденные — те, кто не был крещен и не был научен: «Такие люди, читая Библию, общаются не со Словом Божиим, но со своим субъективным пониманием этого текста. Вот почему одна и та же Библия, один и тот же Синодальный перевод, так по-разному воспринимаются».

Очень важно, по мнению миссионера, размышляя о критериях понимания Священного Писания, указывать на Священное Предание: «Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам (1 Кор. 11:2) пишет: "Хвалю вас, братия, что вы все моё помните и держите предания так, как я передал вам". Преподобный Викентий Лиринский отмечал, что Предание — это не то, что ты выдумал, а то, что ты принял. Священное Писание невозможно понять вне традиции, невозможно его даже прочитать и уразуметь».

Завершая встречу, московский гость напомнил священникам, что миссионерское служение приносит подлинную радость: «Приводящий ко Христу подобен акушерке: родившийся в Господа человек становится чадом Божиим, но не чадом самого миссионера». Также отец Олег Стеняев рассказал, что бывшие сектанты становятся прекрасными миссионерами. Среди тех, кому в священник свое время помог выйти из сект, есть миряне, священники и даже два епископа.

Добавлено: 3-04-2015, 10:06
0
1 662

Похожие публикации


Наверх