Поиск
ОПРОС
Наш опрос
Оцените работу движка
ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ

Юбилей Парфеновского монастыря череповчане отметили паломнической поездкой к прославленной обители

14 июля 2012 года череповчане отметили юбилейную дату Парфеновского монастыря — 100-летие закладки главного монастырского каменного собора во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», сообщает пресс-служба Вологодской и Великоустюжской епархии. В связи с такой знаменательной датой череповецким храмом Рождества Христова была организована паломническая поездка в Парфёново.

Собор был заложен выдающимся церковным иерархом ХХ века архиепископом Новгородским и Старорусским Арсением (Стадницким). Впоследствии Владыка Арсений стал митрополитом Санкт-Петербургским, одним из трех кандидатов на патриарший престол на Поместном Соборе 1917—1918 годов. Сослужил Владыке Арсению архимандрит Варсонофий (Лебедев). Впоследствии он был рукоположен во епископа Кирилловского, в 1918 году принял мученическую смерть за Христа и в 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе прославлен в лике святых.

В торжествах 1912 года принимала участие знаменитая устроительница русских монастырей — леушинская игумения Таисия (Солопова), духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского. Парфеновский монастырь своим появлением и процветанием во многом обязан Леушинской обители. В 1902 году игумения Таисия командировала в Парфеново двух своих лучших монахинь для устройства иноческой жизни, поддерживала этот монастырь и материально, и духовно. Парфеновский монастырь перенял устав Леушинской обители и ее порядки, к 1917 году по числу насельниц он вышел на второе место, уступая только Леушинскому.

Но самые удивительные метаморфозы произошли в Парфенове после прихода к власти большевиков. В период кровавых репрессий и гонений на веру, когда русские монастыри массово закрывались, а число иноков чудом сохранившихся обителей стремительно падало, Парфеновский монастырь рос и благоустраивался. К 1922 году число его насельниц по сравнению с 1917 годом выросло в 1,5 раза, достигнув 105 человек, а число постриженных монахинь возросло в 5 (!) раз. Это единственный подобный случай в России.

К сожалению, потомки варварски распорядились бесценным достоянием, которое оставила нам духовная дочь святого Кронштадтского старца. Леушинский монастырь вместе с двумя его скитами затоплен водами Рыбинского водохранилища, до основания разрушены постройки Антониева Черноезерского монастыря, никаких следов не осталось от устроенных игуменией Таисией череповецких храмов Святителя Николая Чудотворца и Сретения Господня. В 2010 году сгорел бывший келейный корпус Леушинского монастыря, перевезенный накануне войны в Мяксу.

И так получилось, что Парфеновский собор остался единственной дошедшей до наших дней церковью Череповецкого края, в устройстве которой принимала участие игумения Таисия. Причем сохранился собор хорошо и вполне может быть восстановлен.

Группа череповчан, которым дорога память о Леушине, выступила с инициативой возрождения собора «Нечаянной Радости». 17 сентября 2011 года, в престольный праздник обители, был совершен первый со времени закрытия обители многочасовой крестный ход из села Степановского в Парфеновский монастырь. Инициатива верующих была поддержана. Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан благословил ежегодное проведение крестных ходов в Парфеновский монастырь 17 сентября.

Первый крестный ход в Парфёново стал преддверием ряда важных юбилеев обители. В мае 2012 года исполнилось 110 лет со дня поселения в Парфенове первых монахинь. 17 сентября исполняется 100 лет со дня первого монашеского пострига в обители, а 22 декабря — сто лет со дня преобразования Парфеновской общины в общежительный монастырь.

Руководство храма Рождества Христова обеспечило доставку верующих в Парфеново и экскурсионное обслуживание их во время пути. Активную организаторскую роль сыграла работник череповецкого Воскресенского архиерейского подворья Е. Г. Пивоварова.

Настоятель Парфеновского собора, клирик Воскресенского подворья иерей Константин Лобанов отслужил в Парфенове водосвятный молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неопалимая Купина», после окончания которого впервые за последние 80 лет был совершен крестный ход вокруг храма. Церковные песнопения исполнял камерный хор воскресной школы подворья под руководством Татьяны Геннадьевны Долговой, этот же коллектив подготовил концертную программу.

Директор 1-й художественной школы Череповца Татьяна Николаевна Смирнова подготовила выставку, на которой были представлены рисунки храмов и монастырей, выполненные учениками художественной школы под руководством преподавателей Светланы Леонидовны Патютько и Валентины Васильевны Толстовой. С. Л. Патютько выступила также как художник-оформитель выставки. На стендах, кроме работ школьников, были представлены уникальные архивные фотографии Парфеновского монастыря и его насельниц, отреставрированные известным череповецким фотохудожником Дмитрием Владимировичем Соловьевым. В настоящее время эта выставка экспонируется в воскресной школе Воскресенского архиерейского подворья.

Особую благодарность хотелось бы высказать пчеловоду Евгению Владимировичу Лукину, который выкосил траву вокруг храма, устроил лавки и столы, обеспечил богомольцев вкусными пирогами, сладостями и чаем.

Несомненно, наличие такого числа добрых и бескорыстных людей, которых собрал вокруг себя Парфеновский храм, вселяет надежду, что этот замечательный памятник церковного зодчества обязательно возродится. И очень хочется верить, что со временем возобновится и иноческая жизнь на месте бывшей обители.

Михаил Мальцев, руководитель краеведческой студии
череповецкого храма Рождества Христова

Добавлено: 18-07-2012, 14:18
2 690

Похожие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

ФОТОРЕПОРТАЖ

Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска
 

ЦЕРКОВЬ И МИР

Зачем нам Лествичник? Ответы пастырей

В наше время многие миряне спрашивают: с какой стати им, людям XXI века, поступать в соответствии с правилами, написанными монахами и для монахов еще в седой древности? Зачем им читать монашеские книги, в которых нет и отдаленного упоминания тех проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся?  ...

Образ Русской Православной Церкви в СМИ и экспертных сообществах Запада

Что думают о русском Православии на Западе? Довольно часто мы сталкиваемся с романтизированным либо, наоборот, предубеждённо-негативным восприятием. И, к сожалению, чрезвычайно редко можно увидеть примеры по-настоящему серьёзного интереса к происходящему в российской церковной жизни.  ...

О Правде и толерантности. Так кто же воевал за освобождение Болгарии в 1877–1878 годах?

 В нежданно начавшихся спорах о том, кто участвовал в освобождении Болгарии от турецкого владычества в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов, вновь проявилось разное отношение участников этой дискуссии к истории и современности....
АЗБУКА ВЕРЫ

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

«Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано. Нельзя служить двум господам, нельзя облечься во Христа и...
НАШ ВЗГЛЯД

«Русский - значит Православный!»

 «Чудо сопровождает Россию сквозь века. Вот и нынче по всем планам закулисных дирижёров наше национально-религиозное самосознание давно должно было захлебнуться в смрадном и мутном потоке пропаганды насилия и безстыдтства, богоборчества и животных страстей. Наша государственность должна была давно рухнуть под грузом бесконечных предательств и измен, внутренних интриг и внешнего давления. Наши дети давно должны были бы убивать друг друга на полях новой братоубийственной гражданской войны, для разжигания которой было приложено столько усилий лукавыми «посредниками». Наша хозяйственная жизнь...