Поиск
ОПРОС
Наш опрос
Оцените работу движка
ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ

Триста лет храму в Дунилове

В день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, прихожане храмов Никольского района отмечают 300-летие возведения деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией матери в пос. Дунилово Никольского района, сообщает пресс-служба Вологодской и Великоустюжской епархии. Это празднование приурочено к дню явления иконы Божией Матери «Дуниловская».

Икона явилась в 1677 г. в устье речки Дуниловки, впадающей в реку Юг. В день апостолов Петра и Павла ее в ореоле света над прибрежным ворохом сучьев, прибитых течением к берегу, обрел рыбачивший близ того места крестьянин Диомид Крохалёвский. «Диомид, — говорится о явлении чудотворной в статье протоиерея Сергия Колчеева, помещенной в „Православной энциклопедии“, — поместил икону в нишу, высеченную им в стволе дерева, а вскоре вместе с сыновьями поставил на месте явления одноглавую 8-гранную деревянную часовню, крытую осиновым лемехом (не сохр.), где поместил икону. Весть об обретении иконы облетела округу. Священники с причтом приходили на место явления и совершали молебны перед чудотворной иконой, которая исцеляла многих больных из окрестных сел и деревень. Вблизи часовни возникло поселение, получившее название Дунилово. Сын Диомида, Никита, после смерти отца в течение 20 лет подвизался возле часовни как монах-отшельник. В наст. время на этом месте установлен деревянный крест с закрепленным на нем луком с натянутой тетивой, как на гербе Вятки.

Дуниловская икона (62,5×37,3 см) 2-частная: в верхнем регистре — образ Божией Матери типа „Казанская“ с предстоящими прор. Илией и арх. Михаилом, в руках у которого соответственно скипетр и держава, в нижнем ярусе представлено изображение свт. Николая Чудотворца (без Евангелия и благословляющей десницы), по сторонам от которого в круглых медальонах изображены Тихон, еп. Амафунтский, и вмц. Параскева».

Место явления иконы затоплялось по весне, потому деревянную церковь, трехсотлетие которой отмечается в нынешнем году, возвели на противоположном берегу Юга.

«В XIX в. крестные ходы с Дуниловской иконой, почитаемой жителями не только Никольского у., но и соседних Вятской и Костромской губерний, отдаленных районов Поволжья и Поморья, совершались каждый год, — говорится в статье отца Сергия. — Вынос из церкви и возвращение иконы сопровождались колокольным звоном. В 20-х гг. ХХ в. Дуниловскую икону перенесли в Дунилово (где в XIX в. находился исполненный тогда же ее список) и поместили в каменной церкви, настоятелем которой был прот. Владимир Сумароков (в нач. 30-х гг. был арестован и расстрелян). Вслед за арестом настоятеля в Дунилово прибыла комиссия для изъятия иконы, однако забрать ее не удалось: когда икону доставали из киота, она упала в щель между стеной и полом („ушла в пол“, под солею). После отъезда комиссии вынуть икону удалось маленькой девочке. Попытки конфисковать Дуниловскую икону предпринимались регулярно, и дуниловцы прятали святыню на чердаках, в голбцах, на сеновалах, в зыбицах, уносили в лес.

Возрождение богослужений в Дуниловском каменном храме началось в 1990 г… В 1991 г. общине передали каменный храм в пользование. В 1992 г. Дуниловскую икону вновь поместили в каменную Казанскую церковь в пос. Дунилово и стали совершать крестные ходы с Дуниловской иконой из Никольска в Дунилово».

Деревянная церковь, 300-летие которой празднуется на днях, — это вытянутое в длину здание, состоящее из двух четвериков (притвора и молельного зала), шестигранника (алтаря), четырехскатной крыши. Над крышей возвышается купол с главкой, состоящий из двух восьмигранных барабанов. Внутри был деревянный иконостас.

В течение нескольких лет после кончины в 2003 году о. Сергия Колчеева, многолетнего настоятеля Казанского храма в Никольске и по совместителству — храма в Дунилове ремонтные работы не производились. В результате обследования состояния обнаружили, что низ деревянной церкви сильно подгнил, и храм едва не упал. Последние три года ведутся ремонтно-восстановительные работы силами местных предпринимателей Дунилова и финансовой помощи из Москвы.

В деревянном храме полностью заменен один угол, перекрыта крыша, установлен деревянный крест на куполе, снаружи обшивка нижней части храма восстановлена и затонирована под цвет старого дерева. Полностью восстановлено крыльцо перед храмом. Также производились ремонтно-восстановительные работы и внутри деревянной церкви. В алтаре установлен престол и жертвенник. Стены почищены от грязи и пыли накопившиеся за столетие закрытия храма. Восстановлен утраченный пол, потолок почти полностью заменен до алтаря. Возведен иконостас. Изготовлен киот для Дуниловской иконы Божией Матери, который является неотъемлемой частью иконостаса.

Крестные ходы не прекращаются и до сего дня. Сейчас настоятелем прихода храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Никольска является иерей Александр Мелков. В крестных ходах участвуют прихожане Казанского храма в Никольске и соседних деревень, а также паломники из Вологды, участники межрайонной детской летней православной трудовой экспедиции Великоустюжского благочиния «Русская усадьба», эколого-краеведческая экспедиции «Югра». Празднование явления иконы Божией Матери «Дуниловская» проходит в течении двух дней. Также намечено и нынче, подробное расписание см. на нашем сайте в заметке «Праздники в Дунилове».

Анна Александровна Плотникова

Добавлено: 8-07-2012, 19:40
3 395

Похожие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

ФОТОРЕПОРТАЖ

Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска
 

ЦЕРКОВЬ И МИР

Зачем нам Лествичник? Ответы пастырей

В наше время многие миряне спрашивают: с какой стати им, людям XXI века, поступать в соответствии с правилами, написанными монахами и для монахов еще в седой древности? Зачем им читать монашеские книги, в которых нет и отдаленного упоминания тех проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся?  ...

Образ Русской Православной Церкви в СМИ и экспертных сообществах Запада

Что думают о русском Православии на Западе? Довольно часто мы сталкиваемся с романтизированным либо, наоборот, предубеждённо-негативным восприятием. И, к сожалению, чрезвычайно редко можно увидеть примеры по-настоящему серьёзного интереса к происходящему в российской церковной жизни.  ...

О Правде и толерантности. Так кто же воевал за освобождение Болгарии в 1877–1878 годах?

 В нежданно начавшихся спорах о том, кто участвовал в освобождении Болгарии от турецкого владычества в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов, вновь проявилось разное отношение участников этой дискуссии к истории и современности....
АЗБУКА ВЕРЫ

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

«Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано. Нельзя служить двум господам, нельзя облечься во Христа и...
НАШ ВЗГЛЯД

«Русский - значит Православный!»

 «Чудо сопровождает Россию сквозь века. Вот и нынче по всем планам закулисных дирижёров наше национально-религиозное самосознание давно должно было захлебнуться в смрадном и мутном потоке пропаганды насилия и безстыдтства, богоборчества и животных страстей. Наша государственность должна была давно рухнуть под грузом бесконечных предательств и измен, внутренних интриг и внешнего давления. Наши дети давно должны были бы убивать друг друга на полях новой братоубийственной гражданской войны, для разжигания которой было приложено столько усилий лукавыми «посредниками». Наша хозяйственная жизнь...