Поиск
ОПРОС
Наш опрос
Оцените работу движка
ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

   

25 февраля н.ст. / 12 февраля ст.ст. февраля  Православная Церковь празднует праздник Торжества Православия, установленный при царице Феодоре в 842 году в память восстановления почитания святых икон.

 


Праздник, именуемый Торжество Православия, завершает первую неделю Великого поста. На нем вспоминаются все христиане, чьи подвиги, труды и молитвы способствовали распространению веры. По традиции, на службе Торжества Православия присутствуют представители православных церквей других стран, имеющих в Москве свои храмы.

Торжество Православия. Седьмой Вселенский СоборПраздничное событие связано с окончательным установлением догматов Православной веры.
Учение о почитании икон, основанное на св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников.
В 787 году потребовалось созвать VII Вселенский собор (в Никее), который осудил и отверг иконоборческую ересь и определил: поставлять и полагать в Святых храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы.
Однако вскоре император Лев V (Армянин) снова встал на сторону иконоборцев и созвал в 815 году собор, отменивший постановления VII Вселенского.
Только к середине IX в. иконопочитание было восстановлено стараниями императрицы Феодоры и Патриарха Мефодия. Под его председательством в 842 году в Константинополе состоялся собор, утвердивший все определения VII Вселенского собора, в том числе и почитание икон.

Иконы символизируют в Церкви то Небесное Царство, в котором пребывают святые, а народ в церкви среди них - это Царство Божие на земле. Церковь земная и Небесная едины: Небесная изображена на иконах, а земная - это люди, стоящие в храме.
Икона - не портрет, а образ грядущего храмового человечества. И так как этого человечества мы пока не видим, а только угадываем в нынешних грешных людях, икона может служить лишь символическим его изображением.
В своих молитвах, совершаемых перед святыми иконами, мы просим и молимся тому, кто изображен на иконе, но не той или иной иконе.

Впервые служба по особому чину Торжества Православия произошла в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста в 843 году. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В ней утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования, то есть объявление об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

В России чин Торжества Православия был введён в XIV веке, в него были добавлены имена русских еретиков. Оно содержало в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.

 Всего к XVIII веку в нём было 20 анафемствований и до 4 000 имён людей, объявленных еретиками. В 1767 году был напечатан чин Торжества Православия, отредактированный архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким), который исключил из него многие имена лиц, кому возглашалась «вечная память», а также имена многих гражданских преступников и расколоучителей, которым провозглашалась анафема. Чин ежегодно совершался в кафедральных соборах на середине храма перед иконами Христа и Богородицы. В 1801 году чин был заметно сокращён, в нём стали только перечисляться ереси, без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников остались только Григорий Отрепьев и Иван Мазепа. В 1869 году из текста чина были убраны имена государственных преступников. К 1917 году чин Торжества Православия включал в себя двенадцать общих анафематизмов без указания имён конкретных лиц.

После 1917 г. анафематствованы: "творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной" (1918 г.), несколько священников "публично похуливших Имя Божие" (1959, 1960 гг.). В течение многих десятилетий после революции 1917 г. чин анафематствования был запрещен для соборного провозглашения, и чин Православия включал только поминовение усопших.

В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, "новых религиозных движений", язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя "патриархом Киевским и всея Руси-Украины" (1994 г.). Архиерейский Собор 1997 г., после неоднократных увещеваний и предупреждений о бесчинном ношении иерейского креста после лишения сана, постановил: "Отлучить Глеба Павловича Якунина от Церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом."

Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята.

Для России праздник Торжества Православия памятен еще и тем, что именно в этот день в 1613 году Земский Собор "обрал" первого царя Династии Романовых Михаила Федоровича. В том году этот праздник пришелся на 21 февраля (по юлианскому календарю). Так что в памяти русского народа Торжество Православия является прямым символом восстановления законной государственности, преодоления смуты и нестроений в обществе.

Тропарь праздника, глас 2-й

Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак праздника, глас 2-й

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

  __________________________________________________________________________________

Великий пост Слово в Неделю Торжества Православия 

ТОРЖЕСТВО Православия. архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Иконопочитание. Торжество Православия. о.Олег Стеняев

Об иконоборчестве. Торжество православия

 

 

Добавлено: 25-02-2018, 12:00
7 931

Похожие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

ФОТОРЕПОРТАЖ

Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска
 

ЦЕРКОВЬ И МИР

Зачем нам Лествичник? Ответы пастырей

В наше время многие миряне спрашивают: с какой стати им, людям XXI века, поступать в соответствии с правилами, написанными монахами и для монахов еще в седой древности? Зачем им читать монашеские книги, в которых нет и отдаленного упоминания тех проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся?  ...

Образ Русской Православной Церкви в СМИ и экспертных сообществах Запада

Что думают о русском Православии на Западе? Довольно часто мы сталкиваемся с романтизированным либо, наоборот, предубеждённо-негативным восприятием. И, к сожалению, чрезвычайно редко можно увидеть примеры по-настоящему серьёзного интереса к происходящему в российской церковной жизни.  ...

О Правде и толерантности. Так кто же воевал за освобождение Болгарии в 1877–1878 годах?

 В нежданно начавшихся спорах о том, кто участвовал в освобождении Болгарии от турецкого владычества в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов, вновь проявилось разное отношение участников этой дискуссии к истории и современности....
АЗБУКА ВЕРЫ

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

«Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано. Нельзя служить двум господам, нельзя облечься во Христа и...
НАШ ВЗГЛЯД

«Русский - значит Православный!»

 «Чудо сопровождает Россию сквозь века. Вот и нынче по всем планам закулисных дирижёров наше национально-религиозное самосознание давно должно было захлебнуться в смрадном и мутном потоке пропаганды насилия и безстыдтства, богоборчества и животных страстей. Наша государственность должна была давно рухнуть под грузом бесконечных предательств и измен, внутренних интриг и внешнего давления. Наши дети давно должны были бы убивать друг друга на полях новой братоубийственной гражданской войны, для разжигания которой было приложено столько усилий лукавыми «посредниками». Наша хозяйственная жизнь...