Правовое решение. Закон о защите чувств верующих необходим

Дума рассмотрела в первом чтении проект федерального Закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан." Решение депутаты принимают на фоне тревожных фактов. Это и акты вандализма по отношению к культовым объектам, и недавнее избиение настоятеля храма Сошествия Святого Духа в поселке Первомайское, в результате которого 52-летний священник получил серьезную черепно-мозговую травму.
Недавно Конституционный суд России принял постановление №30-П/2012,
которое разрешает проводить публичные богослужения вне культовых зданий.
Право на свободное отправление религиозных потребностей признается
также в целом ряде статей российского законодательства. Однако, сегодня
никто не даст гарантий, что ваши крестный ход, молебен или панихида не
будут валюнтаристским решением чиновников приравнены к уличным
беспорядкам и "пресечены" полицией.
Ни верующие, ни местная или федеральная власть не заинтересованы в
подобных эксцессах и раскачивании ситуации. Предотвратить
"большевизацию" общества можно лишь одним способом - правовым,
законодательным. Только так можно регламентировать отношения между
носителями разных взглядов и убеждений.
Право на свободу мнений гарантировано гражданам российской Конституцией.
Но мы находимся под постоянной угрозой перехода идейных расхождений из
цивилизованных дискуссионных форм в политическое противостояние. Сначала
мы наблюдали за "невинными", но очень обидными шуточками в адрес
православных в популярных телепрограммах, затем читали оскорбительные
стишки известных писателей в адрес Пояса Богородицы, вскоре некие люди
вошли в храм и хулили в нём Христа, завершилось всё это рубкой икон,
обливанием их кислотой и спиливанием поклонных крестов. Снежный ком
летел с горы, набирая скорость и увеличиваясь в размерах. Он продолжает
лететь дальше. Уже избивают священников. Уже приравнивают религиозные
обряды к политическим действиям. На наших глазах объективно существующий
в обществе мировоззренческий плюрализм стремительно перекатывается из
интеллектуальной и культурной плоскости в плоскость политическую со
всеми легко предсказуемыми кровавыми последствиями. В начале XX века всё
тоже начиналось с невинных шуток в адрес религии.
Всё это связано с неэффективностью законодательства в его прежнем виде.
Наличие нового закона станет естественным ограничителем для тех, кто
склонен к противоправным действиям, и тогда вмешательство полиции лишний
раз, скорее всего, не потребуется. Таков путь цивилизованного решения
проблем, принятый в правовом государстве. А отрицать существование этих
проблем уже невозможно.
Именно поэтому новый федеральный закон о противодействии оскорблению
религиозных убеждений и чувств граждан крайне необходим нам в самое
ближайшее время.
http://www.interfax-religion.ru/?act=analysis&div=194
Александр Щипков, Религия и СМИ
Чувства верующих
Сергей Худиев о том, что должен защищать закон …
Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о защите чувств верующих. Документ предусматривает лишение свободы за оскорбление религиозных чувств на срок до трех лет, и до пяти лет за повреждение предметов культа. Некоторые находят санкции, предусмотренные законом, чрезмерными - и, возможно, в этом отношении закон можно совершенствовать.
Но споры ведутся и о том, нужен ли такой закон в принципе, и нужно ли вообще защищать чувства верующих от оскорблений. Дискуссия вокруг этого законопроекта показала разное восприятие того, о чем, собственно, идет речь. С точки зрения некоторых комментаторов «оскорбление чувств» - это что-то вроде причинения эмоционального дискомфорта. В обществе, где люди могут свободно выражать свое мнение, чьи-то мнения могут глубоко вас огорчать - и это неизбежно. В этом случае можно ставить вопрос о том, почему именно верующие традиционных для страны исповеданий должны быть ограждены от огорчений, и каким образом можно сохранить свободу слова в ситуации, когда всякий огорчившийся Вашими словами благочестивец может натравить на Вас репрессивную машину государства.
Ошибка здесь в том, что речь идет не об эмоциональных огорчениях - и не о них в первую очередь.
Например, в Германии юный талантливый художник, который захочет украсить стену синагоги свастикой, будет сурово наказан. Почему? Потому что вид свастики причиняет прихожанам синагоги эмоциональный дискомфорт? Это далеко не главная причина. Главная - та, что рисование этого знака, особенно на этом здании - это проявление ненависти, которая уже привела в прошлом к убийству множества невинных людей, и приведет еще раз в будущем - если общество не будет ее решительно подавлять.
Рубка икон, бесчинства в храмах и тому подобные действия плохи не только тем, что огорчают людей - а тем, что они являются проявлением ненависти, которая в истории нашей страны уже приводила к массовым убийствам. У немецкого рисователя свастики были исторические предшественники - как они были и у отечественных осквернителей храмов. В истории - и нашей страны, и других стран - акты кощунства и святотатства всегда служили индикатором наступающего царства террора. Современные святотатцы развлекаются на земле, обильно политой кровью мучеников - и кровь эту пролили их, по историческим меркам, недавние идеологические предки.
То, что святыни какой-то группы людей можно безнаказанно оскорблять, служило указанием на то, что их можно и безнаказанно убивать - и к убийствам оскорбители переходили довольно быстро. Это одна из причин, по которым намеренное оскорбление религиозных чувств должно пресекаться.
Другая причина - то, что религиозные символы воспринимаются, даже лично неверующими людьми, как знаки коллективной идентичности. Их невозбранное осквернение вызывает эффект, аналогичный демонстрации расовой или этнической ненависти - людям показывают, что их человеческое достоинство отвергают, их жалоб не слышат, и что государство не собирается их защищать. К чему это приводит? К тому, что представители атакуемой группы утрачивают веру в способность и желание государства их защитить, и все более приходят к необходимости самим о себе позаботиться.
Представим себе, например, что актуальные художники, в порядке художественного самовыражения, начнут осквернять свежие могилы, а государство проигнорирует жалобы родственников погребенных. К чему это приведет? К тому, что обычай осквернять могилы будет принят всеми? Едва ли. Скорее, дело кончится тем, что вопрос будет решен на уровне гражданского общества - родственники усопших пресекут деятельность художников самостоятельно. Должно ли государство дожидаться таких проявлений общественной активности? Очевидно, нет. Поэтому оно и пресекает осквернение могил - чтобы не вынуждать людей самим о себе заботиться. И по этой же причине оно должно пресекать намеренное оскорбление религиозных чувств.
Третья причина состоит в необходимости ограждать цивилизацию и поддерживать правила человеческого общежития. Большинство людей - как верующих различных исповеданий, так и атеистов - без малейших усилий воздерживаются от оскорбления своих соседей, и не испытывают ни малейшей потребности такие оскорбления наносить. Более того, большинству людей, которые ведут межрелигиозную (и даже антирелигиозную) полемику вполне удается вести ее в приемлемых и цивилизованных рамках. Проблемы создает очень небольшая группа социопатов, неспособных и не желающих уважать своих ближних и жить в мире со своими соседями. Из-за своей гиперактивности и способности привлекать к себе внимание, именно эти люди и будут определять общественный климат и, фактически, устанавливать границы допустимого. Мирное и цивилизованное большинство может - и должно - не отдавать им такой власти самоустанавливать нормы.
Четвертая причина состоит именно в том, чтобы создать возможность для цивилизованной дискуссии между людьми различных мировоззрений. Критики законопроекта говорят о том, что любая дискуссия и даже любое выражение мнений может оказаться под угрозой. В реальности дело обстоит как раз наоборот - возможность для цивилизованной дискуссии уничтожается именно провокациями экстремистов. Даже противники и критики религии, и, в частности, критики Русской Православной Церкви, выиграют от их обуздания. В самом деле, каков сейчас медийный образ «критиков РПЦ»? Кто это? Мудрые, рассудительные и доброжелательные люди, пекущиеся об общем благе? Возможно, такие и есть, и с ними было бы интересно поговорить - но их голос, если он есть, совершенно заглушается другими людьми, которые задают совершенно другой тон обсуждения.
Критики Церкви в медийном пространстве - это неуравновешенные скандалисты, известные публичными совокуплениями, плясками в храмах, рубкой икон, устроением кощунственных «инсталляций» и другими выходками, которые вызывают понятное отвращение не только у религиозных людей, но и вообще у людей минимально цивилизованных. Если как-то снизить уровень их бесчинств, это позволит заявить о себе людям, которые заинтересованы в общественной дискуссии, а не в бесчинствах - а до той поры общественная дискуссия, увы, эффективно блокируется.
Поэтому хотя законопроект, возможно, и нуждается в каких-то поправках, он служит общему благу - и необходимость его принятия назрела.
Автор: ХУДИЕВ Сергей
http://www.foma.ru/chuvstva-veruyushhix.html