День торжества и скорби

Самое главное, о чем я вообще прошу вас, - это чтобы вы помнили Господа и ходили пред Ним. Этим я говорю все, что имею сказать. Остальное - либо подробности, либо второстепенное. Но этого не забывайте никогда

( из завещания отца Павла Флоренского)


8 декабря 2007 года,   в день 70-летия  массового расстрела под Ленинградом 509 узников Соловецких лагерей,  прошли мемориальные мероприятия в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области. Это убийство Соловецких узников - одна из кровавых страниц большого Соловецкого расстрела 1937-начала 1938 годов.


В августе  2007 года исполнилось 70 лет с начала репрессий, уничтоживших десятки тысяч людей, среди которых представители национальных элит, проживающих на территории СССР.


Особое место среди расстрелянных в 1937-1938 годах  - многотысячная группа православных священнослужителей. 8 декабря 2007 года исполнилось 70 лет со дня расстрела под Ленинградом выдающегося богослова, ученого-энциклопедиста отца Павла Флоренского.


Особая тройка УНКВД Ленинградской области (начальник УНКВД ЛО Л.Заковский, его заместитель В.Гарин и прокурор Ленинграда Б. Позерн) во исполнение приказа  № 00447 стремилась не только выполнить, но и перевыполнить разнарядку,  установленную для Соловецких лагерей. Было предписано осудить по «первой категории» (т.е.  расстрелять) 1200 человек до конца 1937 года. Были приговорены к расстрелу и расстреляны 1825 человек, т.е. на 52% больше.


Основанием для вынесения приговора служила справка начальника Соловецкой тюрьмы И.А.Апетера.


Расстрел был осуществлен в три этапа. Из-за того, что на Соловках уничтожить такое количество людей было невозможно, приговоренные были отправлены на Большую землю.  1111 человек, доставленные с Соловков в город Кемь (Карелия), были расстреляны с 27октября по 4 ноября 1937 года  в урочище Сандормох в районе г. Медвежьегорска.


Группу из 509 человек привезли  в Ленинград и там расстреляли. Документы о расстреле подписаны 8 декабря 1937 года комендантом УНКВД Ленинградской области А. Поликарповым. По расследованиям, проведенным НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург), местом расстрела этого этапа является урочище Койранкангас, известное как Ржевский артиллерийский полигон в Ленинградской области в районе поселка Токсово.  Этот полигон использовался как место расстрела с 1918 года. В 1930-е годы на нем было расстреляно не менее 30 000 человек. Из-за закрытости фондов до сих пор окончательное количество погибших не установлено.


Последнюю группу приговоренных из 200 человек, в отношении которых постановление тройки было вынесено только 14 февраля 1938 года, расстреляли в том же феврале прямо на Соловках.


Среди расстрелянных под Ленинградом 8 декабря 1937 года были представители различных национальностей и вероисповеданий.

- русские: литераторы В.Бестужев-Рюмин, Г.Жантиев, выдающийся богослов и ученый протоиерей Павел Флоренский, адвокат А.Бобрищев-Пушкин, писатели: Л.Грабарь-Шполянский, А.Бескина, Е.Мустангова, преподаватели, научные работники, служащие, рабочие, в том числе осужденные в Ленинграде 16 человек рабочих судостроительного завода им.Жданова, 9 человек рабочих Пролетарского паровозоремонтного завода, 13 человек рабочих Охтенского химкомбината и т.д.

- украинцы: режиссеры А.Курбас, Д.Ровинский, литераторы Н.Кулиш, В.Пидмогильный, академик С.Рудницкий, профессора Н.Зеров, В.Пидгаецкий, П.Филиппович, Е.Черняк, В.Чеховский, М.Яворский;

- немцы, среди них священники приходов Республики Немцев Поволжья;

- поляки, среди 98  человек 34 католических священников;

- узбеки, осужденные по делу "Милли истикляр" в Ташкенте В.Абду, И.Мулла, А.Ходжаев;

- удмурты, среди которых национальные просветители: писатель выдающийся ученый,  писатель и просветитель К.П. Чайников (псевдоним -Кузебай Герд), поэты К.Яковлев, И.Бурдюков;

- цыгане, среди них выборный глава московского цыганского табора Г.Станеско и его окружение;

- корейцы, в том числе один из руководителей Корейского союза в Москве Ан-Тай-До.


Список расстрелянных Соловецких узников свидетельствует, что  осуществлялся осмысленный этноцид, что вело к уничтожению национального своеобразия народов населявших страну и  лишению национального личностного образа.


8 декабря 2007 года, в день памяти  убийства 509 соловецких узников, были проведены  мемориальные мероприятия, которые начались панихидой в домовом храме Покрова Пресвятой Богородицы при Школе народного Искусства императрицы Александры Феодоровны.


В панихиде, которую отслужил священник домового храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы отец Антоний Кованцев и школьный хор, приняли участие ученики и преподаватели, руководство и директор школы Н.И. Пономарева, представители общественных организаций, жители города, представители Фонда «Андреевский флаг» (Москва), который выступил инициатором проведения  этого дня народной памяти.


В панихиде приняли участие  родственники расстрелянных соловецких узников. Среди них: внук выдающегося богослова и ученого-энциклопедиста отца Павла Флоренского - председатель рабочей группы по исследованию чудесных знамений, происходящих в Православной Церкви, профессор кафедры литологии Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина д.г-м.н. П.В. Флоренский; внук профессора Р.Н.Литвинова - сподвижника и сокамерника отца Павла Флоренского  - член Общественной палаты Российской Федерации Р.Н. Литвинов;  племянник преподавателя  и офицера К.М. Столярова - вице-президент Фонда полярных исследований, заведующего сектором Российского института культурного и природного наследия В.П. Столяров.


После окончания панихиды от имени родственников погибших 70 лет назад Отец Павел ФлоренскийСоловецких узников выступил профессор П.В. Флоренский, который рассказал о подвиге Соловецких узников и жизни-подвиге отца Павла Флоренского. Отрадно, что сегодня ученые-богословы, философы обращают внимание на изучение колоссального наследия священника Павла Флоренского. Издаются его труды, посвященные самым разным областям науки - подробнее, проводятся научные конференции, выставки, семинары. Только сейчас, в начале нового века и тысячелетия, как в России, так и во всем мире происходит только этап открытия и знакомства с этим бесценным, все еще практически нетронутым и неосознанным богатством, которое представляет собой наследие великого русского ученого и мыслителя. Сейчас, по прошествии времени, весь мир обращается к многогранному, необъятному, богословскому, философскому и научному опыту «утверждения Истины» отца Павла Флоренского. Трудно найти область познания, где отец Павел не применил бы себя. Флоренский был профессором Московской Духов­ной академии, автором множества книг, множества религиозно-философских статей, поэтом-символистом, одаренным астрономом, замечатель­ным математиком, автором «Мнимости в геометрии» и целого ряда монографий; авторитетным специалистом в области физики, автор образцовой работы «Диэлектрики и их техни­ческое применение. Общие свойства диэлектриков», историком искусств и автором нескольких монографий по искусству, и осо­бенно по резьбе на дереве; замечательным инженером-электриком, занимавшим один из основных постов в комиссии по электри­фикации России. Он был профессором перспективной живописи; прекрасным музыкантом, проницательным поклонником Баха и полифонической музыки, Бетховена и его современников, в совершенстве знавшим их произведения. Флоренский был полиглотом, в совершенстве владевшим латинским и древнегреческим и большинством современных европейских языков, а также языками Кавказа, Ирана и Индии. Но основные интересы отца Павла, несомненно, лежали в области богословия и философии. Неоценим его подвиг в спасании святынь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Отец Павел Флоренский является великим примером стояния в Вере и любви к Родине.О судьбе соратника отца Павла Флоренского профессора Р.Н. Литвинова рассказал его внук Р.Н. Литвинов. Для школьного музея были подарены книги отца Павла Флоренского и ксерокопии его отдельных писем.


Из Школы народных искусств участники мемориальных мероприятий вместе с учениками школы и педагогами отправились на места массовых захоронений погибших в годы репрессий:  Ржевский артиллерийский полигон  в районе поселков Токсово и Левашово. Там по благословению благочинного Адмиралтейского округа Петербургской епархии архимандрита Сергия (Стурова) священником Федором Кузнецовым из храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала были проведены панихиды. Горели поминальные свечи, были возложены цветы. Если в Токсово еще практически ничего еще не сделано по увековечиванию памяти безвинно погибших и до сих пор не определены границы захоронений, то в поселке Левашово уже с 90-х годов организовано мемориальное кладбище.


После посещения  мемориалов участники церемонии посетили музей-квартиру А. Блока, где прошел вечер памяти отца Павла Флоренского.


8 декабря также были проведены панихиды по отцу Павлу Флоренскому и по пострадавшим вместе с ним  во многих храмах и монастырях  Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Крыма и других городов. Помянули невинно убиенных и участники объединенного крестного хода Владивосток, Якутск - Москва международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы».


День массового расстрела узников Соловецких лагерей 8 декабря 1937 года навсегда совпадает с отмечаемым по церковному календарю с днем памяти священномученика Климента, папы Римского, мощи которого были доставлены из Херсонеса в Киев принявшим святое крещение князем Владимиром в 988 году. Мощи священномученика Климента стали первой святыней Святой Руси.


Левашово и Токсово, эти места под Петербургом, места в Карелии, Коми, Бутово и в тысячах других городов, практически возле каждого нашего города, святы для граждан России, для нашей земли - там пролита кровь многих тысяч святых мучеников, воинов Христовых, которые, как священномученик Климент и сонм святых и новомучеников, в Земле Российской просиявших, не отреклись от Родины, близких, Веры Православной, избрав венец терновый и жизнь вечную.


Мемориальная программа, посвященная памяти 70-летию гибели отца Павла Флоренского  и другим узникам Соловецких лагерей была проведена в рамках Международной духовно-просветительской программы «Под Звездой Богородицы», посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви, по инициативе фонда «Андреевский флаг». В организации и проведении приняли участие ученики и преподаватели Школы народных искусств Императрицы Александры Феодоровны, священники Адмиралтейского благочиния Петербургской епархии,  Благотворительный фонд «Родная Балашиха» (президент - Л. Самоделова), научно-информационный центр «Мемориал» (Санкт-Петербург, Т. Косинова), Сретенская семинария (зав. кафедрой Т.Шутова), квартира-музей А.Блока в Санкт-Петербурге.


В рамках программы «Под звездой Богородицы» в августе 2007 года организаторами также был проведен речной крестный ход Соловки-Бутово, который завершился установкой 12-метрового Покаянного Креста на Бутовском полигоне. В канун Дня народного примирения, отмечаемый 4 ноября, Бутовский полигон, храм Новомучеников Российских посетили и поклонились Покаянному Кресту Президент России В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.


Послесловие


На Левашовском мемориальном кладбище, где захоронено около 45 тысяч жертв массовых репрессий, установлены Белорусско-Литовский, Русский, Польский, Ингерманландский финский, Итальянский, Еврейский, Немецкий, Псковский, Норвежский, Вологодский (насельницам Горицкого монастыря), Эстонский, Ассирийский, Украинский, Латышский и Литовский памятные знаки и Памятные кресты.


Однако приходящие поклонится невинно погибшим перед входом на одно из крупнейших кладбищ Санкт-Петербурга встречают и вынуждены склонить свою голову не перед памятником жертвам, а «Памятнику Молоху тоталитаризма», который держит в своих чудовищных лапах свою жертву, предназначенную для пожирания. Может быть, открывавший этот памятник в 1996 году мэр Санкт-Петербурга А.Собчак не знал, кто  был всепожирающий Молох. Недопустимо, чтобы перед огромной братской могилой, называемой   Левашовой пустошью, которая стала настоящим народным мемориалом, Петербуржской Голгофой,  продолжал стоять памятник Молоху. В древности на раскаленные руки  беспощадного и страшного, всепожирающего языческого идола в Геене  огненной, «где червь не умирал и огонь не угасал», древние семиты бросали своих первенцев, которые скатывались в нутро истукана.


Как известно, одним из первых памятников победивших большевиков был памятник Иуде Искариоту, грозно замахивавшегося в небо, которого в 1918 году объявили первым революционером, восставшего против Христа. В России победивших демократов в середине 90-х годов XX  века вернулись к богоборчеству в  монументальной культуре: этот памятник жертвам репрессий  на мемориальном кладбище  в Левашово увековечивает палачей. Палач-Молох на памятнике огромен и, по замыслу авторов, непобедим - он и сегодня терзает невинных. Опыту увековечиванию пороков и  зла под Санкт-Петербургом через 5 лет, в 2001 году последовали и в Москве, где, несмотря на протесты жителей в 200 метрах от Кремля установили пакостный монумент Михаила Шемякина "Детям - жертвам пороков взрослых", где слуги дъявола выставлены величественными, двухметровыми, окружившими двух маленьких  детей,  у которых никогда не хватит сил не только поставить пороки у позорного столба, возле которого они стоять, но самим избежать этого позорного столба.


Сегодня, когда мы говорим о том, что настало время «собирать камни», когда мы осознаем путь, пройденный нашим Отечеством в XX веке, и возвращаемся  к традиционным основам жизни России, немыслимым без Православия, надо не только говорить, но и действовать, проявляя христианские добродетели, прежде всего - благодарность. Новомученики, святыми могилами которых покрыта наша земля, - это молитвенники о нас и наши заступники. Их жизнь, их исповеднический подвиг должны быть образцом для нас  и наших детей. Они зовут нас подражать их подвигу и твердости. И  мы должны спасти себя и, прежде всего - наших детей  от разных молохов и прочих пороков, которых нам навязывают беззастенчиво и подло даже в святых местах, беззвучно вопиющих к небу о невинно пролитой крови мучеников ХХ века.


Виктория Медунина 

(г. Санкт-Петербург)


На фото http://www.art-gu.ru/: Чаша Святых Даров после Божественной Литургии у Секирной горы, окропленной кровью святых мучеников ГУЛАГа. Престол - один из камней у подножия горы.

Добавлено: 9-12-2007, 16:28
0
24 423

Похожие публикации


Наверх