Духовное образование в Архангельске

Сто лет назад великий христианский проповедник, святитель Николай Японский горестно восклицал: «Знать, так и умру я, не дождавшись помощника и преемника. Так бедно Православие миссионерами! А инославных, Боже, какое необозримое множество их!... Должно быть, еще чрез тысячу лет и в Православной Церкви появится сколько-нибудь подобной живости. А теперь она - птица об одном крыле». В 21-веке профессор богословия, известный православный миссионер дьякон отец Андрей Кураев с той же печалью добавил: «Тысяча лет еще не прошла. А вот спустя сто лет пришлось посылать миссионеров не в Индию и Японию, а в Россию. Впрочем, и для этого случая их нашлось явно недостаточно - немногим более четырех...». Да, действительно, по словам Господа: «жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Лк 10:2). А сколько простых русских людей увлеклись ложными сектантскими учениями по причине того, что, придя в начале в Православную Церковь,  не смогли получить ответы на свои вопросы. И что уж там говорить, сектанты в этом отношении гораздо активнее нас. Массовая религиозная безграмотность людей, крещенных в Православии и называющих себя православными, приводит к тяжелым последствиям: внутрицерковным расколам, отпадением от Церкви, смешиванию в сознании верующих языческих доктрин с христианскими догматами. Переломить ситуацию можно только путем широкого распространения духовного образования, когда основы православного богословия, литургики, истории Церкви могут изучать не только будущие священнослужители, но и простые верующие.

Уникальным в этом отношении является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ, до 2004 г - богословский институт) - первое в России светское учебное заведение, дающее высшее  богословское образование. С 1995 г в Архангельске действует заочное отделение ПСТГУ. О его деятельности и перспективах развития нам рассказали руководитель епархиального отдела  образования и катехизации, настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников), методист архангельского филиала ПСТГУ Людмила Коломиец и выпускник  университета, епархиальный миссионер, настоятель Домового Храма имени святого праведного Иоанна Кронштадского при Поморском государственном университете протоиерей Евгений Соколов.

                                        История

 

- Как создавался филиал богословского института в Архангельске?

Архимандрит Трифон: Это было в то время, когда я уже несколько лет был настоятелем Сийского монастыря. Мы только начинали возрождать монастырь, храмы. Тогда в епархии остро чувствовалась необходимость в развитии образовательной деятельности. Съездив на Рождественские чтения в Москву, мы увидели, что в стране идет активная деятельность  Церкви по взаимодействию с государственной системой образования. И хотя годы были для России очень тяжелые, отрадно было видеть, что есть много людей, которые заботились о молодежи, о будущем, вели активную просветительскую деятельность. Так мы обрели помощников и в Москве и здесь. После поездки я начал вести воскресную школу для взрослых, как мы ее назвали - монастырскую школу. В школе занималось 28 человек, собирались раз в 2 недели с целью снять все назревшие и злободневные вопросы по изучению Евангелию, различным церковным проблемам. Тогда уже стало понятно, что необходимо создать либо православное курсы, либо какое-то учебное заведение в Архангельске. Но собственных сил, чтобы это организовать, у нас не было, поэтому мы решили найти учебное заведение, которое бы стало для нас базовым. Так произошло наше знакомство с Православным Свято-Тихоновским богословским институтом (ПСТБИ, сейчас - гуманитарный университет). Они только-только из курсов переросли в институт и начали образовывать филиалы в городах. Понравилось, что в ПСТБИ преподают на хорошем уровне, образование могут получать не только священнослужители, но и миряне. Благословил наше начинание Владыка Пантелеймон. В 1995 году, мы были у ректора богословского института протоиерея Владимира Воробьева, он одобрил организацию архангельского филиала, подсказал, что нужно сделать. Так возник Центр дистанционного обучения    Архангельске. Филиалом мы его называем для краткости. Чтобы стать настоящим филиалом, нужно иметь соответствующую базу и пройти множество оформлений. Форма ЦДО позволяет нам не иметь каких-то организационных проблем. Поддержку нам в начале оказывал Поморский государственный университет - предоставлял помещение. Сейчас занятия проводятся в Северном государственном медицинском университете, хочу выразить большую благодарность ректору СГМУ Павлу Сидорову за помощь.

Людмила Коломиец: В первый год существования филиала пришли поступать 45 человек. Как показали экзамены, среди них было много людей случайных. В последующие годы такого количества абитуриентов у нас не было. Одно время поступало только 5-7 человек, это было связано с тем, что мало еще кто знал о существовании нашего филиала. С тех пор, как в Архангельске открылись православные богословские курсы, абитуриентов гораздо больше. Теперь стабильно приходит поступать около 20 человек, группа в конечном итоге формируется где-то из 15 студентов.

                                             Учеба


- В чем особенность образовательного процесса на заочном отделении?

Людмила Коломиец: Главная особенность в том, что этот вуз необыкновенный, единственный в своем роде в стране. Столько предметов и все о Боге, о православной вере, и при этом могут поступить любые люди. Главное, чтобы человек был верующий и воцерковленный, Т.е мы принимаем людей только православного вероисповедания. Для поступления требуется рекомендация духовника. Переучивать инославных мы не собираемся, хотя некоторые и желают поступить.

Сессия в филиале проходит каждый месяц, приезжает преподаватель из Москвы, принимает один предмет. Такая форма обучения - изобретение ПСТГУ. Они придумали такую форму для филиалов, чтобы облегчить задачу студентам-заочникам. Они в течение месяца могут глубоко изучить предмет и хорошо к нему подготовиться. К сожалению, мы сейчас не имеем возможности приглашать преподавателей дважды в месяц: в начале на установочные лекции, а потом на консультацию. Здесь все упирается в финансовый вопрос, потому что преподаватели приезжать согласны.

Протоиерей Евгений Соколов: Конечно, главная особенность в форме обучения. Здесь сессия, по существу, проводится ежемесячно, в  любом другом заочном институте - два раза в год.  И чрезвычайно сложно подготовить 4-5 предмета и сдать это в течение 2-3 недель. Это - поверхностные знания. В ПСТГУ совсем по-другому: вам дают контрольную или какую иную работу - сочинение, реферат. Вы пишете, и раз в месяц или в полтора защищаете и сдаете эту работу. Перед началом экзамена проходят консультации - в основном, преподаватель отвечает на возникшие вопросы. Что подкупает при самостоятельной работе - это высокий уровень учебников, по которым готовишься. Да и сама система вопросов в контрольных  очень грамотно составлена. Мне однажды в работе по Новому Завету попался вопрос:  назовите 10 животных, которые упоминаются в Евангелии. Ни в одном учебнике, ответ, конечно не найти. Я был вынужден сесть и перелистать все Евангелие. Так, чтобы ответить только на один короткий вопрос, я заново перечитал Новый Завет. Так отсутствие семинаров и очных лекций компенсируется высоким уровнем учебников и качеством контрольных. В целом, знания даются прекрасные, если бы я не был священником, то мог бы спокойно преподавать в школе, причем все гуманитарные предметы - от литературы до истории и психологии.    

 - Учиться сложно?

Людмила Коломиец: Учиться, конечно, сложно, даже людям, уже имеющим высшее образование. Такой график выматывает студентов. К концу года чувствуется большая усталость, потому что приходится осваивать очень большие объемы информации. Здесь, конечно, крайне важен момент, который мало понятен людям, далеким о Церкви - это молитва. Не всем студентам, в том числе и священнослужителям, учеба дается легко. Но благодаря молитвам эти трудности преодолеваются. У нас принято при сдаче различных экзаменам молиться определенным святым. Так, сдавая церковно-славянский язык - молимся святым Кириллу и Мефодию, Новый Завет - преподобному Савве Освященному и Евангелистам, литургику - святителю Иоанну Златоусту. В целом наша программа повторяет программу духовной академии, за исключением некоторых предметов. Студенты глубоко изучают Историю Русской и Вселенской Церкви, догматическое и нравственное богословие, Священное Писание, литургику, патрологию, церковно-славянский язык, а также светские дисциплины.  По окончании учебы выпускникам присваивается звание бакалавра теологии, в дальнейшем можно продолжить учебу, и получить звания специалиста, а потом и магистра теологии. Все государственные экзамены сдаются в Москве. Всего за 5 выпусков дипломы смогли получить 16 человек, это в очередной раз подтверждает, что учиться у нас сложно.

-  А как обстоят дела с материально-технической базой, как я понял, у филиала существуют сложности?

Архимандрит Трифон: Власти финансово нам не помогают, все расходы по содержанию нашего заочного отделения лежат на плечах Сийского монастыря. Конечно, здесь существуют сложности. Нужно привлекать доброхотов, благотворителей, пока пожертвования разовые, а образование мы фактически даем бесплатно. Что касается помещений, - дай Бог, построим Успенский Храм - он станет своего рода базовым храмом, где студенты будут проходить практику, как это происходит  в Москве. У них существует зачет по храмовой практике. Храм должен быть объединяющим началом. За счет средств монастыря стараемся пополнять библиотеку нашего филиала. В 2005 г приобрели где-то 500 экземпляров. В общей сложности в библиотеке сейчас 10 тысяч книг и пособий. Существует договоренность с Поморским университетом, их студенты могут ходить к нам в библиотеку, наши - к ним.

- Как студенты заочного отделения проходят практику?

Архимандрит Трифон: Этот вопрос, к сожалению, пущен на самотек. Все это нужно серьезно продумать, а времени постоянно не хватает. Нужна и преподавательская практика в тех же школах, чтобы студенты работали в летних православных лагерях. Монастырь и епархиальный отдел образования сейчас пытаются организовывать такие лагеря. Конечно, необходимо собрать совещание людей, заинтересованных в том, чтобы такая практика была. Студенты, конечно, должны понимать, что образование, которое они получают у нас - это не их личное дело, а церковное послушание, и они должны полученные знания приумножить и сторицей отдать Богу и Церкви.

                                        Трудоустройство


- Куда можно пойти работать, получив образование в православном университете?

Людмила Коломиец: В условиях нашей Епархии, я бы не посоветовала, выпускнику школы поступать в наш институт. Потому что фактически никуда с нашим образованием не устроиться, разве что в воскресные школы. Но если человек не остановится на полученном дипломе, продолжит учебу дальше, перед ним раскроются новые возможности. Потом вполне можно устроиться в Поморский университет преподавателем. Сейчас существует востребованность специалистов по религиозным вопросам во властных структурах. Отделение религиоведения в ПГУ выпускает малограмотных специалистов. В большинстве своем там учатся неверующие люди, а со стороны понять какую-ту религию невозможно. Поэтому их знания о религиях поверхностны, в отличие от  наших выпускников, которые являются людьми верующими. В целом, все, конечно, зависит от таланта человека. Священники тоже по талантам различаются: один исповедник, другой проповедник. Так и здесь, кто к чему имеет склонность, там и должен применять полученные знания.

Протоиерей Евгений Соколов: В Москве очень востребованы православные экскурсоводы. В паломнических службах работает много выпускников Свято-Тихоновского университета. Это наиболее грамотные и наиболее квалифицированные экскурсоводы. Выпускники нашего отделения также могли бы работать православными экскурсоводами, но они, к сожалению, не востребованы. А без соответствующего образования быть хорошим православным экскурсоводом просто невозможно.

А как нам сейчас нужны православные миссионеры! Были периоды, когда Церкви надо было просто физически себя сохранить, был момент, когда Церковь должна была преодолеть просто очередную ересь, и вот сейчас после 70 лет безверия главная цель - это миссионерство,  просвещение людей, катехизация верующих. У нас в Епаохии вся проблема упирается в средства. В нашей  необъятной области для миссионерской поездки деньги нужны и на дорогу, и на проживание, и на учебники, и на иконки. На учебные пособия и наглядную агитацию. Ничего этого нет. Западные миссионеры приезжают: у них и гуманитарная помощь, и литература, и рекламные буклеты. Мы же приезжаем только с добрым словом, но даже и просто на дорогу нет денег. Если бы были средства, можно было направлять выпускников ПСТГУ в эти поездки и таким образом трудоустраивать. Миссионерский отдел наш существует, только за счет храма в ПГУ: все деньги, которые мы зарабатываем, направляем на миссионерское служение. Мне и нужны работники в отделе, но я не знаю, что им предложить.

- Если бы в архангельских школах ввели предмет «Основы православной культуры», то выпускники заочного отделения могли бы его преподавать?

Людмила Коломиец: Областной департамент образования, к сожалению, занимает отстраненную позицию в этом вопросе: не препятствует, но и не помогает. Все передано на усмотрение директорам школ, а они, как правило, не решаются сами принимать решения. Если департамент молчит, то и они молчат, и не вводят предмет в программу. Хотя такие уроки есть, и учителя, которые заканчивали наш университет, вводят в своих занятиях православный компонент, рассказывая школьникам об основах веры. Здесь конечно нужно, чтобы был активный диалог Епархии с департаментом образования, потому что снизу менять ничего не начнут.

Протоиерей Евгений Соколов: Сегодня основы  православной культуры  самый невостребованный предмет на территории нашей области, а выпускники ПСТГУ могли бы очень хорошо его преподавать. К сожалению, у департамента образования нет желания как-то решить этот вопрос. Также, мне кажется, что выпускники университета могут работать воспитателями или учителями в различных Центрах реабилитации несовершеннолетних подростков, в детских домах,  потому что вопросы веры, бытия; вопросы смысла жизни интересуют сегодня школьников на разных уровнях: и в первом классе и в десятом. И вот здесь выпускник Свято-Тихоновского университета, преподавая любой гуманитарный предмет, смог бы  ответить на эти вопросы. Но, повторяю, ни Министерство образования, ни областной департамент образования никак не хотят заняться подобными вопросами.

                                                Планы


- Каковы планы по развитию филиала?

Архимандрит Трифон: Первые наборы у нас были наиболее дружные, потому что сформировались еще до поступления, они до сих пор нам помогают. В последние годы чувствуется разрозненность, каждый студент сам по себе, нет сплоченности.  А хотелось, чтобы у филиала была активная, дружная студенческая жизнь. Конечно, это сложно, потому что нет общего храма, да еще все заняты: у кого семья, у кого работа. Надо, чтобы студенты старших курсов проводили консультации для начинающих обучение в университете. В перспективе можно организовать Попечительский совет, который будет решать все проблемы филиалы, чтобы не бились в одиночку. Все, конечно, зависит от помощников. Слава Богу, что благодаря филиалу появились люди, на которых можно опереться в образовательной, просветительской, журналисткой деятельности. Ну и, конечно, в нашем деле важна молитва, потому все в руках Божьих.

Беседовал Михаил НАСОНОВ

Более подробную информацию об архангельском ЦДО ПСТГУ и условиях поступления можно получить на подворье Антониево-Сийского монастыря (адрес: Архангельск, ул. Садовая, д.5 кв.3; тел: 26-91-29)

На фото: Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь

Добавлено: 23-05-2007, 16:42
0
63 492

Похожие публикации


Наверх