Говоря об истории церквей, мы говорим об истории города


Приход вологодского Лазаревского храма вошел в число победителей грантового конкурса «Православная инициатива»: на средства гранта создается интернет-ресурс, посвященный церквям города Вологды.

Реализация проекта «Храмы, монастыри и часовни Вологды: создание информационной системы с использованием интернет-технологий» ведется совместно со специалистами Научно-издательского центра «Древности Севера».
О сути проекта мы беседуем с его директором Мариной Васильевой и заместителем директора Александром Суворовым.

Вологодский край недаром называют Северной Фиваидой: даже после политических катаклизмов, которыми был полон ХХ век, достаточно много храмов уцелело; строятся сегодня и новые. 
Старинные церкви составляют неотъемлемую черту вологодского пейзажа, который так любят жители города; это важнейшая часть исторической городской среды – для того чтобы окунуться в нее, к нам едут туристы. 
Поэтому вопрос о доступе к систематизированной, научно выверенной и легко воспринимаемой информации о вологодских храмах столь актуален.

- Этот ресурс станет составной частью проекта, начатого в 2014 году, когда на стенах ряда архитектурных памятников в Вологде и других городах области появились таблички с QR-кодами, ведущими на сайт, где подробно рассказано о каждом из этих зданий. В чем особенность нового массива информации, который будет подготовлен в рамках нынешнего проекта?

- Да, проект «Система информирования об объектах культурного наследия Вологодской области» развивается. Осенью 2014 года он пополнился материалами о тотемских церквях, подготовленными по проекту Тотемского музейного объединения «Кольцо исторической памяти». 
Тотьмичи разместили на стенах ряда зданий таблички, а на улицах города установили стенды с информацией об утраченных памятниках и с QR-кодами, ведущими на наш сайт qr35.ru.

С инициативой подготовить такую же информацию о вологодских церквях к нам обратился настоятель вологодского Лазаревской храма протоиерей Алексей Сорокин, который стал руководителем этого проекта.

Сегодня церковь считает необходимым расширять свое присутствие в интернете, и развитие подобных проектов приветствуется. У «Древностей Севера» есть опыт сотрудничества с отцом Алексеем: он выступил инициатором издания Церковно-исторического атласа Вологодской области, который вышел в 2007 году, и сделал ряд ценных замечаний в ходе работы над подготовленной «Древностями Севера» книгой«История православных храмов и монастырей Вологды».

К слову, атлас признан лучшим справочным изданием по России на конкурсе Издательского Совета Русской Православной Церкви «Просвещение через книгу» (2008 год), а книга о храмах – второй в номинации «Краеведческие и справочные издания» (2015 год).

Книга «История православных храмов и монастырей Вологды» как раз и стала той базой, на которую мы опираемся в работе над проектом: здесь собран огромный объем информации. Историю вологодских церквей мы старались отследить с момента первого их упоминания в письменных источниках – для этого был поднят большой архивный материал. Удалось в значительной мере выверить даты постройки вологодских храмов: более десятка церквей при этом было передатировано. Отмечены не только основные вехи истории каждого церковного здания, рассказано также и о вологодских святых, связанных с тем или иным храмом, о наиболее ярких личностях из числа служивших там священников, о некоторых чтимых иконах и других святынях.

Такой подход будет сохранен и в интернет-проекте, но, естественно, появится и много нового – работа над темой не останавливалась после выхода книги. Добавятся материалы по архитектуре церквей, о жизни приходов действующих храмов, информация о перестройках и реставрациях, если они проводились на конкретном здании. Любые фактические данные как в печатном издании, так и на сайте, сопровождаются ссылками на их источники, а даты, которые мы не смогли установить точно, приводятся в версиях разных авторов.

Иллюстративный материал интернет-проекта будет значительно богаче, чем в книге, объем которой не позволил разместить больше одной-двух фотографий каждого здания. Мы нашли в собраниях музеев и архивов и «отреставрировали» старые негативы, в том числе такие, фотографии с которых никогда не публиковались, так как казались непригодными для воспроизведения. Огромную помощь в подборе фотографий оказал издательству Вологодский государственный музей-заповедник.

- Таблички с QR-кодами появятся на всех зданиях, независимо от степени их сохранности? 
Среди вологодских храмов есть как недавно отреставрированные, так и находящиеся в руинированном состоянии.

- Мало того, есть и такие объекты, в которых сегодня трудно узнать храм – например, церковь Леонтия Ростовского середины XVIII века, от которой остался только сильно перестроенный четверик, перекрытый грубой двускатной крышей.

С 30-х годов прошлого века он используется под складские помещения и столовую военного и силовых ведомств; территория эта обнесена забором, доступ туда закрыт. Но даже в этом случае мы планируем разместить табличку рядом со зданием – разумеется, при согласовании с его собственником. Б

удут таблички и на тех церквях, состояние которых на сегодняшний день плачевно, и на тех светских зданиях, где раньше располагались домóвые церкви. К сожалению, за рамками этого проекта окажутся утраченные храмы: установка стендов на их месте требует гораздо более серьезных затрат, нежели изготовление и размещение табличек, да и разместить, например, три информационных стенда посреди современной площади Революции было бы непросто.

- В ходе научных изысканий по проекту обнаружились ранее неизвестные факты?

- Бывает, что из ошибочного понимания, неправильного прочтения или банальной опечатки образуются устойчивые историографические мифы, которые десятилетиями кочуют по краеведческой литературе. Иногда такой стереотип удается сломать в результате анализа архивных документов.

Показательный пример – история с авторством проекта колокольни Софийского собора. Она была введена в строй при губернском архитекторе Владимире Шильдкнехте, и сложилась традиция приписывать авторство ему, так как на чертежах стояли его согласующие подписи.

Но еще в 1988 году московским исследователем Михаилом Кудрявцевым были найдены чертежи и финансовые документы с подписями Александра Иваницкого, «предыдущего» губернского архитектора: он, в частности, расписался в получении платы за авторский надзор при строительстве колокольни. Шильдкнехт же только визировал документы с точки зрения строительного надзора.

К сожалению, на публикацию Кудрявцева тогда не обратили внимания, и вводя эти данные в активный научный оборот, мы до сих пор делаем специальную оговорку о бытовавшей долгое время ошибочной версии авторства.

- В чем состоит, по вашему замыслу, главная просветительская цель проекта?

Говоря об истории церквей, мы одновременно говорим об истории города: о его планировке, о важнейших событиях в его жизни. Церкви – это не только богослужебные здания, они на протяжении столетий составляли устойчивую основу городской топографии. Первые каменные церкви возникли еще при прежней нерегулярной застройке, и проектировщик екатерининских времен, планируя в конце XVIII века сетку новых прямых улиц, проделал очень непростую работу.

Церкви должны были быть сохранены на достойном месте – в итоге они оказались либо на углах вновь проложенных кварталов, либо на площадях, остались видны в перспективе улиц, главные из которых были ориентированы на крупнейшие храмы.

Приходские церкви организовывали своеобразный «каркас», на котором держалась вся городская застройка. Значительная часть улиц и площадей в Вологде была названа по храмам, что стало неотъемлемой частью «вологодского языка», «вологодской ментальности». Это был не просто звук, а четкая ассоциация с местом, сохранявшаяся порой на протяжении столетий. Отдельные местности по 200–300 лет оказывались прочно спаяны с посвящениями храмов, которые там стояли.

В советскую эпоху многое было утрачено. Взять улицу Кирилловскую, названную по церкви Кирилла Белозерского: сначала она была переименована в Советскую, а потом – в улицу Ленина. Так она и называется до сих пор, и семинарской Кирилловской церкви на ней уже нет – этот участок города в сознании вологжан изменился безвозвратно.

Многие другие улицы переименовали в 90-е годы, хотя не всегда переименование было полностью корректным. Например, исторические названия были возвращены Пречистенской набережной и улице Зóсимовской, хотя в действительности так называлась только часть этих нынешних улиц. Но в целом память о церковной истории многих местностей до сих пор хорошо отражена в вологодской топографии.

Ценную информацию об истории города дают и названия престолов и приделов ныне существующих церквей. Когда старая церковь по каким-то причинам разрушалась, строили новую, иногда уже с другим посвящением, но в память о прежнем храме называли придел.

Например, в церкви Казанской иконы Божией Матери на Торгу (Казанской на Торгу) до самого ее закрытия в 1929 году сохранялся придел в честь Иасона и Сосипатра. Известно, что 28 апреля 1566 года в ознаменование закладки Иваном Грозным каменной крепости на этом месте был заложен также по царской воле деревянный храм с посвящением святым апостолам, память которых отмечается в этот день. Эта скромная деревянная церковь впоследствии оказалась в окружении лавок гостиного двора, очень тесно застроенного, и немного изменила свое местоположение. И даже когда она перестала существовать, память о знаковом для города событии сохранялась в названии придела нового каменного храма.

Соседняя церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу также долгое время – до закрытия в 1926 году – сохраняла придельный престол Богоотец Иоакима и Анны. Он также связан с грозненским временем – изначально это посвящение имела домовая церковь при дворце Ивана Грозного, предположительно находившегося как раз там, где сейчас улица Орлова выходит с Торговой площади. Именно долго сохранявшееся название этой церкви («что у государя на сенях») позволяет обоснованно предполагать, что такое здание существовало.

- Кто выступил партнерами этого проекта?

Готовность софинансировать проект подтвердило Вологодское отделение Русского географического общества. 
В качестве информационных партнеров выступили Вологодский музей-заповедник, Комитет по охране объектов историко-культурного наследия Вологодской области, который предоставит доступ к охранно-учетной документации, поскольку часть церквей является объектами культурного наследия. 
Вологодская митрополия оказывает информационную поддержку на телеканале «София», в журнале «Благовестник», на сайте. И, конечно, готовой интернет-площадкой этого проекта станет сайт qr35.ru.

Светлана Гришина
По материалам сайта http://cultinfo.ru/ 

Добавлено: 28-08-2016, 12:25
0
4 414

Похожие публикации


Наверх