Праздник Святой Троицы: ликбез для журналистов

Редакция «Православия на Северной земле» с прискорбием вынуждена констатировать, что с каждым годом в публикациях СМИ о жизни Православной Церкви растет количество грубейших ошибок и неточностей, в корне искажающих сакральный смысл того или иного события. Наиболее яркой иллюстрацией такого невежества  является освещение одного из главных церковных праздников - Дня Святой Троицы (Пятидесятницы).      


Приведем только несколько примеров:


«Придёт Свят Дух - будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, этого дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной». (Алтайское информационное агентство) 


«Этот праздник христианской религии отмечается на 50 день после Пасхи, связывается с мифом о сошествии Бога-духа на апостолов». (Красноярское независимое информационное агентство)


«Русальная неделя начинается сразу же после дня Святой Троицы». (Череповецкие новости) *


В этом году откровенно нелепым сообщением о праздновании Дня Святой Троицы отметилась пресс-служба архангельского музея «Малые Корелы» и ряд региональных изданий, процитировавших релиз. Приводим выдержки из сообщения с нашими комментариями:


Пресс-релиз:
«Троица - один из самых любимых и массовых народных летних праздников, отмечаемый на 50-й день после Пасхи. Она знаменовала собой начало лета».


Ред.:
День Святой Троицы - это двунадесятый праздник Православной Церкви, широко отмечаемый во всем православном мире еще с древнейших времен. В зависимости от дня празднования Православной Пасхи он может отмечаться как весной - в мае, так и в начале лета.  Праздник Святой Троицы, называемый также Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Праздник заключает в себе двойное торжество: - и в славу Пресвятой Троицы, и в славу Пресвятого Духа, видимо сошедшего на апостолов и запечатлевшего новый вечный завет Бога с людьми. В этот день в мире утверждается христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова.


Пресс-релиз:
«Не случайно символом этого праздника является березка. Более того, это дерево становилось центром народного гуляния: его украшали разноцветными ленточками, вокруг него водили хороводы, его ветками украшали дома и храмы. Согласно поверьям русского народа, береза оберегала от зла, недугов, нечистой силы, способствовала богатому урожаю».


Ред.:
В Праздник Пятидесятницы действительно принято украшать храм и свои жилища древесными ветвями и цветами, и самим стоять в храме с цветами в руках. Такая традиция является, во-первых, исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа; а во-вторых, - должным посвящением Ему начатков весны. Безусловно, некоторые народные обряды были охристианизированы в Православной Церкви, но это не дает никакого права говорить о языческом содержании церковных праздников. Не менее абсурдно утверждать о вере русского народа в силу дерева, которое «оберегает от зла, недугов, нечистой силы, способствовала богатому урожаю». Не деревяшке молились русские люди в минуты опасности, а Творцу всего земного и небесного.   


К сожалению, руководство одного из самых редких и прекрасных музеев деревянного зодчества России так и не может увидеть разницы между поклонением Единому Богу и поклонением «пням», Таинством Евхаристии и обрядом прыганья через костер, Рождеством Христовым и святочными гаданиями и т.д. Иначе как объяснить, что откровенно языческий праздник Ивана Купалы в музее проходит в день Рождества Честного и Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Гоподня Иоанна (7 июля), а в Светлое Христово Воскресение посетителям «Малых Корел» наряду с Пасхальным молебном предлагается поучаствовать в обрядах «окликания весны», «окуривания вересом» и «встречи Солнца», чтобы «избавиться от телесных и душевных недугов»?


Неоднократные обращения Архангельской и Холмогорской епархии к руководству музея ситуацию не изменили. Поощрение дремучего религиозного невежества, по мнению работников музея, является верным способом приобщения современных русских людей к культуре предков. Вот только от прыгания через костер культуры что-то совсем не прибавляется...


Печально, что и архангельские СМИ, бездумно цитируя сообщения пресс-службы музея «Малые Корелы», становятся невольными проводниками ложных представлений о церковной жизни и христианском вероучении. В итоге формируется массовая религиозная безграмотность - благодатная почва для всевозможных сект, количество которых в Архангельской области растет с каждым годом.


Коллектив редакции «Православия на Северной земле» обращается к редакторам и журналистам с просьбой проявить профессиональную компетентность в освещении празднования Дня Пресвятой Троицы (Пятидесятницы). 


За консультациями и помощью в подготовке праздничных материалов можно обратиться в пресс-службы епархиальных управлений в Ваших регионах (в Архангельске - по телефону: (8182) 65-51-84; руководитель - Порохин Константин Васильевич).          


Также советуем ознакомиться со следующими материалами:


http://www.pravmir.ru/article_2063.html

http://www.pravmir.ru/article_1131.html

http://www.taday.ru/text/46552.html


* - Цитируется по статье Татьяны Федоровой «Светские средства массовой информации как источник искаженной информации о Православии». (http://www.pravmir.ru/article_2651.html)

На фото: икона преподобного Андрея Рублева «Троица», XV век

Добавлено: 12-06-2008, 15:33
0
14 292

Похожие публикации


Наверх