Поиск
ОПРОС
Наш опрос
Оцените работу движка
ГЛАВНАЯ НОВОСТЬ

Один из самых загадочных святых


Один из самых загадочных святых 30.07.2012

…И тогда, чтобы не допустить представителей местной власти, они устроили постоянное дежурство у дверей храма. В ответ последовали экстренные меры: отправка отряда милиции из 55 человек, введение осадного положения – но это не сломило сопротивление. Стрелять же в безоружный народ не решились и на какое-то время отступили… 

Так в 1919 году жители поселка Бестужевский охраняли святыню: мощи своего небесного покровителя – праведного Прокопия Устьянского.

Прокопий – один из самых загадочных святых: мы ничего не знаем ни о месте его рождения, ни о его жизни, ни о его смерти, ни о том, где он был похоронен. Не знаем мы и точного года обретения мощей: анализ сказаний и церковной летописи позволяет предположить, что не ранее 1641, именно тогда произошло первое исцеление от святыни. Точно мы знаем лишь одно: Прокопий Устьянский прожил жизнь по воле Божией… Но начнем рассказ об «обретении» святого по порядку.

В XVII веке неподалеку от Введенского храма, что некогда стоял в деревне Бестужево Устьянского района Архангельской области, на льдине нашли ветхий гроб, сплетенный из ивовых прутьев. «Такого рода погребение никогда не было в употреблении в нашем доныне изобилующем лесами крае», – утверждал в «Исторических сказаниях» отец Иоанн Верюжский (В работе отца Иоанна Верюжского «Исторические сказания» мы находим первые сведения о святом. Священник был из причта Введенской церкви, в приделе которой почивали мощи Прокопия Устьянского). В том гробу лежало тело. «Никому в волости покойный не был известен, а его чудное явление нетленным, исходящее от мощей благоухание и последовавшее вслед за этим исцеления страдающих различными недугами стали склонять окрестное население к мысли о том, что принадлежат они какому-то святому», – писал отец Иоанн. Крестьяне построили над местом явления мощей часовню.

Вскоре устьянскому земледельцу Савелию Онтропову во сне явился человек и велел сделать себе новый гроб. Явившийся назвался Прокопием и сказал, что он тот, чье тело было обнаружено близ церкви. Жители исполнили все по слову святого: тело переложили в новый гроб и перенесли во Введенский храм, а ветхий гроб разобрали по прутьям. Но на этом явления не прекратились, стало известно, что Прокопий относится «по происхождению... к крестьянскому званию, по роду жизни к пастушескому, по возрасту, в котором преставился, к отрокам». На основе этой информации и написано житие.

Первая икона праведного Прокопия Устьянского появилась в 1652 году: угодник Божий сам явился сольвычегодскому купцу Ивану Ермолаеву и «дал дозволение» написать образ, купец заказал икону мастеру Онисиму Карамзину. А в XVIII веке на источнике Белое озеро был обретен нерукотворный образ. Икона лежала в желобе, по которому течет вода, ликом вниз.

Однако официальная канонизация Прокопия Устьянского произошла далеко не сразу. Мощи несколько раз освидетельствовали (Первый раз это произошло в 1696 году, второй – в 1739, в заключение освидетельствования было написано: за прошедшее время «никаких частей не умалилось, и тления одеждам никакого не учинилось», третий – в 1818 году по настоянию крестьянина Федора Кузнецова, получившего исцеление от святыни и дважды после этого посылавшего прошение на имя государя об оглашении мощей), еще до прославления от святыни происходили многочисленные чудеса. (В рукописном сказании было зафиксировано 20 случаев исцеления за период с 1641 по 1750 год, последующие записывались в специальной книге. Всего до 1913 года в ней было записано 44 случая.)

Повсеместное почитание памяти святого было установлено лишь в 1818 году. Епископ Вологодский писал в Священный Синод: «Убеждаясь совестию и внушением Божественной благодати, признаю мощи сии святыми...». Днем памяти праведного Прокопия Устьянского стало 8/21 июля. Накануне бóльшая часть крестьян из устьянских приходов налагала на себя недельный пост. В день памяти служили утреню с чтением акафиста праведному Прокопию и Литургию, после совершался крестный ход на реку Устья, где служили молебен перед ракой с мощами. Завершался праздник братской трапезой в церковной ограде. Первоначально служба святому Прокопию Устьянскому состояла из церковных служб другим святым, и лишь в 1868 году священник Вениамин Жаворонков составил службу, акафист и молитву праведному.

В 1901 году мощи обрели новую серебряную гробницу… Но приближалось время лихолетья, в 1919-ом жителям удалось «отстоять» святого, но ненадолго. Наступил год 1922, Советское государство развернуло кампанию по изъятию церковных ценностей под предлогом помощи голодающим. Серебряную раку забрали из храма вместе с другими церковными ценностями – это был первый шаг к утрате святыни. В 1939 году «воинствующие атеисты» подвергли мощи «освидетельствованию» и решили сжечь: первая попытка оказалась безуспешной. Тогда «на помощь» пришел бензин…кто-то из местных жителей стал свидетелем этого варварства и собрал останки после сожжения. Где они хранятся сейчас – неизвестно.

Но сегодня мы все же можем помолиться у частицы мощей святого: некогда ее водрузили в Онежский крест-мощевик, который сейчас находится в Свято-Троицком Соборе города Онеги.

Земной путь святого – всегда урок для нас. Как говорили Святые Отцы, жаждущий славы человеческой лишается славы Божией. О жизни праведного Прокопия Устьянского мы не знаем почти ничего, но история его прославления подтверждает евангельские слова: «не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Мф. 5; 14).

 

Дарья Андреева

Добавлено: 30-07-2012, 19:39
17 298

Похожие публикации


Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

ФОТОРЕПОРТАЖ

Первая Литургия в строящемся кафедральном соборе Архангельска
 

ЦЕРКОВЬ И МИР

Зачем нам Лествичник? Ответы пастырей

В наше время многие миряне спрашивают: с какой стати им, людям XXI века, поступать в соответствии с правилами, написанными монахами и для монахов еще в седой древности? Зачем им читать монашеские книги, в которых нет и отдаленного упоминания тех проблем, с которыми мы сегодня сталкиваемся?  ...

Образ Русской Православной Церкви в СМИ и экспертных сообществах Запада

Что думают о русском Православии на Западе? Довольно часто мы сталкиваемся с романтизированным либо, наоборот, предубеждённо-негативным восприятием. И, к сожалению, чрезвычайно редко можно увидеть примеры по-настоящему серьёзного интереса к происходящему в российской церковной жизни.  ...

О Правде и толерантности. Так кто же воевал за освобождение Болгарии в 1877–1878 годах?

 В нежданно начавшихся спорах о том, кто участвовал в освобождении Болгарии от турецкого владычества в ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов, вновь проявилось разное отношение участников этой дискуссии к истории и современности....
АЗБУКА ВЕРЫ

Проповеди протоиерея Евгения Соколова (видео)

«Когда мы выходим к людям с проповедью и не пытаемся обличить порочность жизни по соблазнам, а просто уговариваем немного поменяться - то в итоге ничего не происходит. Давайте вспомним апостолов. Да, они шли в языческий в мир с вестью о Христе, проповедуя эллинам как эллины, а иудеям как иудеи. Это в начале, но затем апостолы взрывали ситуацию изнутри, и именно по этой причине почти все закончили жизнь мученической смертью. Компромисс заканчивался тогда, когда вставал вопрос веры. Либо со Христом, либо против Него, и третьего не дано. Нельзя служить двум господам, нельзя облечься во Христа и...
НАШ ВЗГЛЯД

«Русский - значит Православный!»

 «Чудо сопровождает Россию сквозь века. Вот и нынче по всем планам закулисных дирижёров наше национально-религиозное самосознание давно должно было захлебнуться в смрадном и мутном потоке пропаганды насилия и безстыдтства, богоборчества и животных страстей. Наша государственность должна была давно рухнуть под грузом бесконечных предательств и измен, внутренних интриг и внешнего давления. Наши дети давно должны были бы убивать друг друга на полях новой братоубийственной гражданской войны, для разжигания которой было приложено столько усилий лукавыми «посредниками». Наша хозяйственная жизнь...