«У наших врагов есть задача разделить нас всеми силами»

Как сообщалось, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на форуме Всемирного русского народного собора в Тюмени, в частности, сказал: «Сегодня в России наблюдается невиданная за минувшие три десятилетия консолидация общества. Однако нас не может не тревожить та разрушительная для национального самосознания работа, которая проводится в обширных регионах Российской Федерации, население которых всегда считалось русским». 

Так, по его словам, во время всероссийской переписи населения 2010 года с широким размахом прошли пиар-акции «Национальность - казак» и «Национальность - сибиряк». Для популяризации новых идентичностей снимались рекламные ролики, велась настойчивая пропаганда в интернете, создавались сообщества в соцсетях. 

«Современному человеку сам разговор об отделении Сибири от России может показаться абсурдом, абсолютно беспочвенной идеей. Но ведь всего полтора века назад таким же абсурдом казалось отделение Украины! Упомянутые идеи, к счастью, пока не приобрели популярности в народе, однако нас не могут не тревожить попытки легализовать раскол русского народа на академическом уровне», - подчеркнул Патриарх.

В частности, продолжил он, некоторые «статусные ученые мужи» дают официальные заключения о существовании национальности «казак», утверждают, что русский народ трудно представить как некий «гомогенный субъект» и что для русских «региональная специфика перекрывает специфику этническую». «По мировым масштабам русские - исключительно цельная, единая нация. По степени религиозного и языкового единства регионов, по близости культурных матриц русские не имеют аналогов среди крупных наций планеты», - заявил Патриарх Кирилл. 

«Вычленение» из русского народа отдельных этнографических групп в качестве отдельных национальностей имеет давнюю историю. Так, украинцы (малороссы) и белорусы до революции считались, наряду с великороссами, частями единого русского народа (и единое самосознание не до конца разрушено даже и по сей день, хотя 100 лет «национально свидомой» пропаганды и события последних месяцев и нанесли ему серьезный ущерб). Существовал и существует казачий сепаратизм (отразившийся, в частности, в «Тихом Доне») - гитлеровцы в свое время даже объявили казаков не славянами, а «потомками готов». Были и идеологи сибирского сепаратизма: некоторое время назад пытались даже пропагандировать «сибирский язык», составленный из диалектных слов, отсутствующих в литературном русском, и заимствований (в основном тюркских). Примерно так же – из диалектных и польских слов - в свое время формировался нынешний украинский. 

Патриарх также заявил, что «необходимо как можно быстрее растабуировать понятие «русская национальная организация» в глазах государственных деятелей». «Федеральные русские организации должны стать полноценными участниками общественного процесса, полноправными субъектами национальной политики, «гражданским скелетом» государственного единства нашей страны», - убежден Патриарх Кирилл. Он указал на необходимость открытия и русских культурных центров, которые призваны стать очагами «созидательного национального сознания, проводниками традиции российского единства», площадками межнационального диалога. 

Отметим, что само слово «русский» в официальном обиходе избегается: везде, где можно, его стремятся заменить словом «российский». Словосочетание же «русское национальное движение» и вовсе звучит неблагонадежно и вызывает подозрения в ксенофобии и чуть ли не в нацизме. 

«Гармонизация межнациональных отношений возможна не на пути отказа от национальных чувств или подавления национального сознания, а на пути осознания принадлежности наших народов к общей, созданной совместным трудом цивилизации, которая не упраздняет ничьей национальной идентичности и не умаляет ничьего национального достоинства», - заявил Патриарх Кирилл. 

«Насколько серьезной вам кажется опасность дробления русского народа и выделения «сибирского», «казачьего», «поморского» и прочих этносов? Следует ли политикам поменять свое отношение к русским национальным организациям?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
 
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил, что надо возрождать сам русский народ. 

«Необходимо отказаться от политики геноцида, которая ведется с 1917 года, потому что последствия революции, гражданской войны, коллективизации, ведение безжалостной Великой Отечественной войны по отношению к солдатам, далее алкоголизация населения – все это подорвало силы русского народа. Крестьянства сегодня нет. Возродите крестьянство, и будет силен русский народ! Называть это можно как угодно – национализм или еще как-то, но если будет хозяин на земле, будет и русский народ крепок», - заключил он.
 
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, напомнил, что понятие «русский» не определено до сих пор. Мы говорим «русский народ», а что это такое, мы не знаем. 

«Вот есть казахи, татары, чеченцы, и у них есть свое правительство, например, которое отстаивает интересы своих народов. А кто отстаивает права русского народа?  У нас вообще в стране нет ничего русского. Есть только русский язык, Русская Православная Церковь и в Москве есть русский ресторан "Илья Муромец", остальное – только имитация русского. Нет даже записи в паспорте, что человек – русский. Так что определить "русскость" невозможно, нет никаких критериев для этого, и никто этим не занимается. То есть с русским можно делать, что угодно, а попробуй тронь представителя другой нации, - сразу на защиту встает диаспора, руководство национальной республики, есть сила, которая может тебя защитить. Опять же, малым народам даются всякие преференции, а русским нет. Но не надо забывать: с малым народом всегда легче справиться. Чем меньше общность людей, тем легче ее загнать в стойло. А когда большой народ – с ним совладать трудно, тем более если этот народ пережил нашествие монголо-татар, Наполеона и Гитлера. Поэтому ведется искусственное и целенаправленное дробление, оно финансируется и культивируется специально. Но именно русские должны создать органы, которые будут заниматься укреплением и укрупнением страны и своего народа, и все это должно быть официально закреплено в документах. Пока этого нет, результата не будет», - подчеркнул он.
 
Протоиерей Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, декан исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, отметил, что последние политические события освежили в нашей памяти наш обширный исторический опыт. 

«Многие вспомнили прошлое. Когда мы говорим об угрозе того, что какая-то часть населения нашей страны будет считать себя исключительной по отношению к другим людям, не можем не вспомнить, например, XI век. Первый канцлер Германской империи ("Второго рейха") Отто фон Бисмарк говорил: чтобы победить Россию, нужно разделить ее с Украиной и стравить их друг с другом. Только тогда, мол, появится шанс ее победить. Мы видим, как видный, прагматичный политик рассуждает о том, что нужно разделить народ единой страны, вызвать междоусобицу. Я хотел бы также вспомнить печально известный документ, до недавнего времени не публиковавшийся на русском языке - называемый "генеральный план Ост" – программу третьего рейха по закреплению своего господства в Восточной Европе. Там, в частности, отмечено: чтобы Россия никогда не могла иметь никакого будущего, нужно добиться, чтобы рабочий, например, Тверской области считал себя не русским, а тверичом, ну и других областей тоже. Вот и ответ. Эта идея разделения единого народа сначала на противопоставляющие себя друг другу, а затем и враждующие группы была сформулирована давно. При этом необходимо, чтобы каждая группа считала себя особенной. То, что происходит сейчас - очередная попытка дестабилизировать ситуацию в стране, разрушить то вековое единство, которое было выстрадано в общности веры, культуры, языка, исторической судьбы. Мы видим: сейчас этот план отчасти осуществлен, хотя вполне реализовать его не удается. Три составляющие единого восточнославянского народа - Украина, Белоруссия, Россия - разделены политически, а с нашими братьями на Украине мы разделены еще и военно-политически. Ну а если еще сами по себе будут казаки, сибиряки, тверичи… Этого пока не получилось, но если не обращать внимания на происходящее, не предпринимать мер, такое произойдет, иначе и быть не может», - заключил священник.
 
Протоиерей Сергий Баранов, секретарь Орской епархии, сказал, что ему сложно размышлять на эту тему. 

«...К счастью, в наших краях такой проблемы нет. Но, на мой взгляд, подходить к ее решению вопроса нужно крайне осторожно. Можно искусственно создать этакий ореол мученичества вокруг "борцов за независимость", видимость какой-то борьбы с ними, и тем самым спровоцировать их. Любой политик, общественный деятель должен проявлять здесь максимум осторожности. Иногда благими намерениями можно всколыхнуть негативные процессы в обществе, подлив масла в огонь. На исповеди мы касаемся темы некоторых грехов очень корректно, чтобы молодые люди, ранее о них не знавшие, не начали об этом думать; чтобы не пробудить в них соблазн. Иногда молодежи опасно что-то запрещать, правильнее подменять плохое чем-то добрым. Так и здесь. Если выступить с запретами, с острой критикой, можно пробудить чувство противоречия в представителях этих меньшинств, которые могут перейти потом в "большинства". Нам нужно пропагандировать национальные и патриотические ценности, которые нас объединяют, а не разъединяют. Больше работать в этом направлении и поменьше провоцировать кого бы то ни было на конфликт», - заключил он.
 
Протоиерей Алексий Кульберг, настоятель храма «Большой Златоуст» в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии, отметил, что такая опасность, конечно, существует. 

«На Урале мы вспоминаем, как в начале 90-х у нас готовилось создание Уральской республики и тогдашний губернатор уже печатал уральские франки - это говорит о многом. Тогда удалось избежать этого отделения. Безусловно, сдерживающим фактором должно стать глубинное желание людей быть русскими, принадлежать к русской культуре, сохранять эту культуру в государстве и за его пределами. Центры русской культуры, боюсь, могут стать чем-то вроде гетто: везде пропагандируется поп-культура, насаждаемая, масс–медиа, а вот за этими "заборчиками" русская культура будет другой. Но без таких центров нельзя "разжечь пожар русской культуры" по всей стране. Поэтому их создание, безусловно, было бы очень интересно», - подчеркнул священник.
 
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, отметил: «То, о чем говорит Патриарх, - основной вопрос нашего времени». 

«Этот вопрос существования российского государства. На сегодняшний день мы можем констатировать: весь мир видит своим врагом русский народ и ставит своей целью его уничтожение. Наше государство существует, потому что есть русский народ. Второе, что мы видим - внутри самого государства слово «русский» остается табуированным, находится за пределами обсуждения. И мы вправе недоуменно пожать плечами: "Вы не любите русских? А кто это?" Никто внятно не сказал, кто мы на самом деле. Хорошо, что сейчас эти вопросы начали обсуждать. Нам надо самоопределиться, вспомнить, кто мы есть, чем отличаемся от всех остальных, какова наша миссия в истории, для всего человечества и для каждого из нас в отдельности. Русский - это вообще не национальность: это идея, которая так же реально достижима, как и святость. Русский человек создан из тройной любви: первая - православная вера, вторая - русский язык, и третья - любовь к земле, на которую мы смотрим как рай, данный нам Богом. Эта земля - наша Россия, от Балтийского моря до Тихого океана. И помор, и белорус, и украинец, и карел, и таджик, и казах - все станут русскими, когда смогут "собрать" себя из этих трех составляющих. И то, что мы наконец-то начали об этом говорить – хороший знак», - заключил он.
 
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, отметил, что, безусловно, опасность, о которой говорит Святейший, велика. 

«Происходящее сейчас на Украине - точная копия национал-фашизма, который был в Германии. Когда один народ считает себя выше другого, это ведет к расколу в обществе. Точно так же, когда один человек, разбогатев, начинает считать себя выше остальных по социальному положению. А если его в этом начинает поддерживать государство, правоохранительные органы, тогда он вообще мнит себя хозяином жизни. Вот тогда и происходит социальный раскол. В русском человеке очень развито чувство справедливости, когда он ее не видит, это может привести к самым печальным последствиям: погромам, консолидации националистических течений. Это мы видим и на примере межэтнических отношений. Идет кавказская свадьба, подвыпившие гости начинают стрельбу. У русского такое тоже вызывает раздражение и агрессию. Почему один человек может безнаказанно позволять себе такие вещи, а другой нет? В Орловской области три подростка купили спайс, покурили и умерли. У родителей это тоже вызвало непонимание и агрессию – почему правоохранительная система бездействует, не защищает их детей? Во всех этих ситуациях может появиться кто-то, кто скажет: великому народу нужен великий правитель. Последствия известны. Святейший очень своевременно затронул эту тему: у нас уже идет глубочайший раскол во всех сферах: социальной, межэтнической и т.д. Нам необходимо поступать мудро. Государство должно сделать так, чтобы каждый гражданин нашей страны, вне зависимости от его национальности, материального и социального положения чувствовал себя на равных с остальными. Одному Президенту исправить сложившуюся ситуацию невозможно. Должна быть работа на местах», - заключил священник.
 
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что здесь две важных проблемы. 

«Первая - это вопрос единства, в высшей степени вопрос воплощения христианских идей. Господь призывал к единству и вообще стремился к объединению. В русском народе это единство всегда жило, благодаря чему огромная империя, состоящая из разных народов, могла существовать на протяжении тысячи лет. И важно не просто понимание, а сама вера, что мы можем и должны быть едиными. И второй вопрос: кто такой русский человек, что он должен из себя представлять. Русский - это не этнос и не национальная особенность, которую мы можем выяснять бесконечно. Русский - это тот, кто осознает себя русским, говорит на русском, причисляет себя к русской культуре, для которой необходима православная вера. А дальше ты можешь быть выходцем откуда угодно, но если говоришь на русском и православный – ты русский и точка», - продолжил он. 

«У наших врагов есть задача разделить нас всеми силами, и они пытаются раскрутить националистическую подоплеку, выделить каких-то исконно русских, не исконно русских... А РПЦ пытается объединить всех, этой задачей должны быть заняты и Церковь, и государство, и общество. В отличие от Украины у нас националистическая идея нигде не доминирует. Федеральное устройство нашего государства способствует тому, что каждый народ живет относительно автономно, сохраняя свои особенности», - заключил священник.
Добавлено: 24-06-2014, 16:31
0
4 941
---

Похожие публикации


Наверх