Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Господа Иисуса Христа…


Сегодня, после завершения Великого поста, у православных христиан началась Страстная седмица, посвященная последним дням земной жизни Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению. В эти дни соблюдается особенно строгий пост. Богослужения Страстной седмицы особо величественны и торжественны, песнопения особенно красивы и умилительны, службы Страстной не только самые печальные, но и самые красивые службы всего церковного года. В Страстную седмицу все дни называются Великими: по причине великих воспоминаний, совершаемых Церковью.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа, которого завистливые братья продали за двадцать сребреников в Египет, сказав отцу, что его растерзали дикие звери. В Египте его купил царедворец Потифар, и благодаря данной ему Богом мудрости Иосиф вскоре возвысился при дворе фараона, сумел предотвратить голод в этой стране, так что однажды его братья пришли к нему купить хлеба. Они не узнали проданного ими брата, он же принял их, был щедр, ни словом не упрекнул их за давнее зло. Иосиф, проданный за двадцать сребреников, стал прообразом Христа. Его целомудрие, незлобие и готовность прощать также напоминают черты Лика Христова. Наконец, история его мнимой смерти и встречи с родными явно указывает на смерть и Воскресение Спасителя.

В понедельник Страстной седмицы Святейший Патриарх обычно также совершает молитвы на начало чина мироварения, который происходит только раз в году. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Чин освящения бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. В ветхозаветную пору миром помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Крещения, оно же употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

В Великий вторник Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

В Великую среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников. В Великую среду на Литургии Преждеосвященных Даров в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Вечером среды оканчивается великопостное богослужение, в песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души и наступают дни иного плача – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. На вечерней службе совершается таинство исповеди: в этот день все православные стараются исповедаться.

В четверг Страстной седмицы вспоминается важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). В Великий Четверг, называемым в народе "Чистым четвергом" все православные христиане стремятся причаститься Святых Христовых Таин. На Литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд омовения ног, который воскрешает в памяти безмерное смирение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Архиерей умывает ноги сидящим по обе стороны приготовленного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).

День Великой пятницы посвящен воспоминанию осуждения Спасителя на смерть, Его Крестных страданий и распятия. В богослужении этого дня Церковь как бы становится к подножию Креста Христова. На утрени Великого пятка (она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Святых Страстей – 12 отрывков Нового Завета, в которых рассказывается о предательстве Иуды, суде над Христом и Распятии Христа. Утром в Великую пятницу служатся Царские часы. Это день строгого поста (до выноса плащаницы не вкушается пища) и великой скорби. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой – плат с изображением положения Спасителя во гроб, после чего читается канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице.

В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. В ночь с субботы на воскресения Церковь торжественно празднует Воскресение Христово.

 

*****

Начиная с Вербной субботы, в которую вспоминается воскрешение Господом праведного Лазаря, и Входа Господня в Иерусалим, церковные песнопения ведут нас по стопам Христа. С зажжёнными свечами мы таинственно участвуем в торжественном входе Царя Славы, грядущего на вольную смерть, и с ветвями пальм или верб при пении «Осанна» встречаем Его у врат Иерусалима.

 Вербное воскресенье   есть   уже  наступление Страстной седмицы.   Каждый последующий день её приближает нас к великой, таинственной ночи Воскресения Христова. В Страстную седмицу полагается особенно строгий пост. Перед верующими в эти великие дни проходит вся жизнь Христа, все чудеса, сотворённые Им на земле, всё Его учение.

Великий Понедельник

Дионисий. РаспятиеВ Великий Понедельник мы вспоминаем безплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибающего нераскаявшимся. В этот же день вспоминается разговор Иисуса Христа на Елеонской горе, в котором он говорил ученикам о разрушении Иерусалима и о втором Своём пришествии. Ученики наедине спросили Его-. «Скажи нам, когда это будет?» (Мф. 24, 3).

Первым признаком приближения Суда Божия называет Господь явление лжехристов. Они будут приходить под именем Христовым, «будут говорить: я Христос. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24, 4—5), то есть чтобы никто не отклонился от веры во Христа, не соблазнился желанием перейти в другую веру.

Вторым признаком будут войны; в этих войнах пройдёт немало времени, а погибель будет ещё далеко. Они усилятся, народы и царства смешаются в ожесточённой борьбе. И сама природа восстанет на людей, истребляя их голодом, моровыми поветриями и землетрясениями. Но всё это будет лишь началом бедствий.

 Третьим признаком приближения последних дней Господь полагает жестокое гонение на Его учеников и последователей. Тогда многие отпадут от веры, будут ненавидеть и предавать оставшихся верными; умножатся между людьми беззакония и во многих иссяинет любовь, а лжепророки будут пользоваться успехом.

«Претерпевший же до конца спасётся» (Мф. 24, 13). Кто претерпит все страдания, не изменив любви и Христову учению, не поддавшись лжеучителям, тот заслужит спасение.

Проповедание во всём мiре благовестия о Царстве Христовом будет четвёртым признаком приближения суда Божия: «И тогда придёт конец». Разрушение Иерусалима служит как бы прообразом гибели всего  мiра. Суд над столицей Иудеи в 70 г. от РХ наступил, как последствие её беззаконий и оскудения в ней любви; точно также и последний день мира, день гнева и суда Божия придёт тогда, когда истощится мера Божиего долготерпения наших беззаконий; служа лишь похотям, люди забудут, что они чада Божий и братья между собою.

Великий вторник

В Великий Вторник вспоминаются притчи Иисуса Христа о девяти девах, о талантах, о Страшном Суде.
... Жених задержался в пути, девы задремали и уснули. Когда же раздалось: «Се Жених грядет», — то оказалось, что у пяти из встречавших его масло в светильнике закончилось.
—Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут, — обратились неразумные девы к мудрым, сделавшим
необходимый запас.

—Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе, — отвечали девы мудрые.
Когда же пошли неразумные покупать, пришёл Жених, и пять дев мудрых, запасливых, вошли с ним на брачный пир, и двери затворились.
— Истинно говорю вам: не знаю вас, — отвечал Жених в ответ на просьбу неразумных дев впустить их в брачные чертоги.

В этом же евангельском чтении Церковь предлагает нам и притчу о талантах. В ней Господь рассказывает о человеке, не пожелавшем приумножить богатство, которое получил от Бога.

Неразумные девы — это те люди, кто знает о Страшном Суде Божием, но не готовится к нему, не запасает «елея для светильников» — то есть дел веры. Придёт на землю Жених — Судия наш Иисус Христос — и разбудит всех, спящих сном смерти. Каждый явится пред Ним таким, каким его застала смерть. И неоткуда будет ждать помощи. Тогда и услышат они глас Христа: «Я не знаю вас, отойдите от Меня». То же будет и с теми, кто, получив от Бога различные дарования и способности, «каждый по его силе», по нерадению и небрежению не служил ими Богу и своим ближним.

Сразу после притчи о десяти девах и талантах за богослужением читается грозное пророчество о Страшном Суде, который совершит пришедший на землю снова, как грозный Судия, Сын Божий. Посмертному воздаянию посвящена значительная часть служб Великого Вторника.

Великая Среда

В Среду мы вспоминаем о женщине, помазавшей ноги Спасителя миром и тем это приготовившей Его к погребению, а также предательство Иуды.

«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребрянников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26, 14—16).

Все ученики Христа, следуя за Ним, любя его, имели плотские ожидания и надежды. Но более всего имел их Иуда. Веруя в небесное посланничество Иисуса, он был убеждён, что не останется в убытке, оставив ради Него дом и хозяйство. Страстью любостяжания он страдал с детства, и ни пример Самого Иисуса Христа, ни других апостолов — не исправил его. И вот, ослеплённый страстью к наживе, он дерзнул на неслыханное святотатство - продал Божественного Учителя Его врагам за тридцать сребреников.

Великий Четверток

В Великий Четверток рассказывается о Тайной Вечери, на которой Господь установил Таинство Причащения. В этот-то вечер Иуда и предал своего Учителя.

За два дня до ветхозаветной Пасхи, в четверг утром, Иисус Христос призвал двух Своих учеников, Петра и Иоанна, и сказал им: «Пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Моё близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, он возлёг с двенадцатью учениками» (Мф. 26,  18—20). И сначала — пример смирения — "начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан... Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам,''... Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин. 13, 3—5, 12—15).

Во время самой Вечери Иисус Христос сказал ученикам Своим: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса; ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припавши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошёл в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее... Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь, когда он вышел» (Ин. 13, 21 —27, 30). И когда они ели, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и,раздавая ученикам, сказал: примите, ядите, сие есть Тело Моё. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26—28). При этом Он повелел: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22, 19).

Так было установлено Таинство Причащения, и апостолы под видом хлеба и вина причастились Тела и Крови Христовых. В этот день есть обычай всем христианам причащаться, помня страдания Господа и всячески боясь причинять Ему новые страдания после принятии Святых Тайн.

Великий Пяток

В Великую Пятницу вспоминается Церковью суд и осуждение Господа, Его распятие, страдание и сама смерть на Кресте. На вечерне из алтаря на середину храма выносится для общего поклонения Плащаница — большой плат с изображением на нём лежащего во гробе Спасителя. Плащаница находится там в продолжении трёх неполных дней, напоминая этим трёхдневное пребывание Иисуса Христа во гробе.

... Когда пригвождали Иисуса Христа ко кресте, Он молился за Своих врагов и говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что дтают» (Лк. 23, 34). Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, благоразумный разбойник сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Вдруг солнце померкло и сделалась великая тьма, которая продолжалась три часа. В третьем часу пополудни Иисус Христос сказал: «Свершилось» (Ин. 19, 30). Потом он громким голосом воскликнул: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23,46), — склонил голову и испустил дух. «Один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19, 34).

Великая Суббота

На утрене этого дня совершается Чин Погребения Спасителя, в конце которого Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам в знамение того, что Спаситель Божеством Своим неразлучно пребыл на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым.

В пятницу вечером пришёл к Пилату Иосиф из Аримафеи, тайный (из-за страха перед иудеями) ученик Христа и попросил отдать ему тело Иисусово. Пилат, узнав от сотника, что Иисус уже умер, отдал тело Его Иосифу. Пришел ко Кресту также и Никодим, тоже тайный ученик Иисуса Христа, и принёс около ста фунтов благовоний из смирны и алоя. Иосиф и Никодим взяли тело Иисуса Христа, обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи. Близко от того места, где Иисус Христос был распят, находился сад Иосифа, а в саду гроб, высеченный в скале, который Иосиф приготовил для себя. В этом своём гробе он с Никодимом и положил тело Христа, привалив большой камень к двери гроба. В снятии Иисуса Христа со Креста и погребении участвовала и Пресвятая Матерь Его, и жены-мироносицы. Возвратившись с погребения, они приготовили благовония и масти, чтобы полностью совершить обряд помазания тела Иисуса Христа по прошествии субботы.

Первосвященники и фарисеи «поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (Мф. 27, 66). Когда тело Иисуса Христа лежало во гробе, Он душою Своею сошёл во ад, сокрушил врата адовы, возвестил находящимся там душам умерших людей о Своей победе над диаволом и смертию, вывел оттуда в рай души людей, с верою ожидавших Его пришествия, а Божеством Своим был на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым.

На этом заканчивается Страстная Седмица, посвящённая воспоминанию Спасительных Страстей по плоти Господа нашего Иисуса Христа. После Великой Субботы верующие с нетерпением ожидают великой радости — восстания из мёртвых Христа Жизнодавца — Славного Христова Воскресения.

 

Добавлено: 29-04-2013, 12:02
0
2 962
---

Похожие публикации


Наверх